Красный «Коммунар»

Недавно на одной литературной встрече кто-то из иногородних гостей сказал, мол, в Челябинске нет интересных исторических мест. Отвечаю, есть. И очень много. Просто наш город мало позиционируют как культурно-исторический  объект. Конечно сравнивать с городами центральной России, которым под тысячу лет, бессмысленно, но для своих 282 история вполне богатая.  Собственно, думая об этом я шла к дому, через парк Пушкина и на выходе в поле зрения оказался знаменитый Красный коммунар, ну чем не пример исторического прошлого?)

Красный Коммунар — это паровоз Ес — 350, сейчас он гордо стоит на постаменте и является объектом культурного наследия. В свое время он совершил подвиг, который вошел в историю железных дорог.

По данным энциклопедий, паровоз модели Ес-350 сошел с конвейера завода в Скенектади (США) в 1915 году. Он выполнялся специально по заказу Министерства путей сообщения Российской империи, затем активно использовался в Гражданскую войну, но быстро пришел в негодность и был списан. Так бы превращался он в металлолом, если бы в весной 1920-го года  группа рабочих паровозного депо не выступила с инициативой — отремонтировать его и несколько старых вагонов, загрузить их хлебом и отправить голодающей Москве. Ремонт решено было проводить во внеурочное время. После рабочей смены, при свете факелов (электростанция в депо еще не работала) рабочие оживляли «Коммунар» — так назвали паровоз. Всего в ремонте участвовало больше 100 человек.

Пока рабочие возрождали к жизни паровоз, весь город собирал хлеб. Другие заводы и фабрики активно откликнулись и помогали в акции. Всего собрали 27000 пудов (это 440 тонн!) хлеба. С учетом того, что в это время еды самим не хватало (все по-карточкам), это был уже настоящий подвиг.

В конце апреля 1920 года паровоз был готов к отправке. По окончании ремонта в депо был проведен митинг, на котором зачитали приветствие В.И.Ленину по случаю 50-летнего юбилея и выбрали делегацию рабочих для поездки в Москву.

крком.jpg

 

Для сопровождения поезда были сформированы две локомотивные бригады машинистов, помощников машиниста и кочегаров. Вагонники еще в апреле 1920 года так же внеурочно отремонтировали 40 грузовых вагонов, которые были загружены хлебом для голодающих рабочих Москвы и красноармейцев Западного фронта.

Отправился поезд из Челябинска 3 мая 1920 года, а 7 мая уже был в Москве. Это был рекордно быстрый рейс, так как в то время при существующей разрухе грузовые поезда доходили до Москвы из Челябинска за 10-12 суток.

 Ленин оценил трудовой подвиг рабочих и отметил рекордную скорость. Лично встретил «Красного коммунара» на вокзале, говорил с рабочими и сделала памятное фото.

0_a009b_1dba987c_XL.jpgПосле этого события поезд исправно служил много лет,  перевозил грузы во время войны. Потом его след потерялся и «нашелся» только в 1957 году по инициативе краеведа А.И. Козырева. Причем нашелся  «Коммунар» на Дальнем Востоке на комбинате «Дальвостокуголь» забытый всеми и проржавевший, неподалеку от ветки Амурской железной дороги.

В 1959-м году «Коммунара» вернули в Челябинск, решили отреставрировать его и  превратить в памятник, который напоминал бы о самоотверженности не только сплоченной команды «Коммунара», но и всех тех людей, что по крупицам собирали легендарную «московскую посылку».

В апреле 1960-го года «Красный коммунар» был установлен на постамент в честь 90-летнего юбилея В.И. Ленина.

krasniy-kommunar06-700x400

0_cfd98_e589ab47_XL.jpgСейчас «Коммунар» издалека притягивает взгляды прохожих ярко-красной обшивкой и стоит на самых настоящих рельсах, словно собирается вновь умчаться в путь.

Ограждения вокруг памятника нет,  поэтому можно сфотографироваться вблизи, соприкоснуться с легендой. Дети, разумеется, не могут удержаться, чтобы не залезть на паровоз. Кстати, рядом в ДК Железнодорожников расположена театр-студия, которая решила назвать себя в честь легендарного паровоза  —  «У Паровоза».

 

 

 

5 Comments

Add yours →

  1. Наши поезда — самые поездатые поезда

    Нравится 2 людей

  2. Я недавно в Переславле-Залесском в музее паровозов побывал. Когда-то напишу пост на эту тему. Но это будет не очень скоро. 🙂

    Нравится 1 человек

Оставьте комментарий

Мысли вслух

Никогда не сдаваться, таков мой путь человека!

В мире «не» обычной Ани

Я расскажу о своей жизни, о проблемах и их решениях, поделюсь советами и всячески постораюсь тебе помочь. К тому же я творческая личность, обожающая рисовать. Надеюсь, ты хорошо проведешь здесь время))

AS - путешествуй со мной

Веселый эколог, любящий морюшко, солнце, новых людей, вкусную еду и новые страны)))

malamant

A fine WordPress.com site

constructive aspiration

people + places | space + experience

В ИТАЛИИ - ЖИТЬ

Болонья со студентом-искусствоведом

Лондон a-la Russe

Психология англичан и тонкости английского языка

VZagrane

зарисовки из жизни и поездок

ruspanglish

mastering languages: Русский-Español-English >>> mustering lexiCollections

Ekaterina Urbanik

Преподаватель английского и французского языков