Поэтический хэппенинг «Голоса»

Когда меня пригласили на поэтический хэппенинг «Голоса», я первым делом загуглила, что такое «хэппенинг», дабы не упасть в грязь лицом перед представителями современного искусства.

Выяснилось, что в буквальном смысле хэппенинг – это искусство действия. Сам зритель активно принимает участие в действии, а граница между зрителем и автором произведения – стирается. Главное – это процесс, а не результат. Хэппенинг предполагает импровизацию всех действующих лиц. В общем, мероприятие мне показалось интригующим, тем более в анонсах никаких пояснений – что будет происходить – не было.

Поэтический хэппенинг  «Голоса»  является частью проекта «Подрамник» челябинских поэтов  Константина Рубинского и Натальи Санниковой, в рамках которого они рассказывают о своих любимых авторах и текстах. Думаю, про «Подрамник» у меня будет возможность рассказать чуть позже, после мероприятий. А сейчас – о «Голосах».

Идея  хэппенинга «Голоса» пришла в Челябинск из Москвы, от поэтессы Оксаны Васякиной.

Площадкой для «Голосов» стала галерея современного искусства «Окно», атмосфера которой настраивает на восприятие поэзии (несмотря на адский холод).

Итак, мы сидим в одном из залов галереи,  модератор – поэт Александр Маниченко, просит всех участников добавится к нему в друзья и объясняет, что надо делать. Правила простые: как только приходит сообщение тебе сообщение  – отрывок или целое стихотворение,  нужно его зачитать вслух. Не важно, что предыдущий участник не дочитал.  Не важно, что ты не умеешь декламировать или с дикцией какая-то проблема – главное, читай вслух. Участников немного, в основном, все между собой знакомы — поэты, их друзья и друзья друзей, всего человек 30. Видимо, новый формат еще незнаком широкой аудитории, потому что на обычных встречах чтецов набирается большое количество слушателей. Но в данном случае — камерность — это плюс.

Гаснет свет, в зале только мерцание экрана ноутбука и телефонов, звучат первые стихи — голоса:

но секунду еще назад 
здесь не было ни песка ни 
малейшей его части 
не части ты меня задушишь 
то есть за душу и молchalk 
то есть мел 
как разгрызенные ракушки 
это море говорю и иду к доске 
это помнишь как пела 
“у меня отрастает крыло…” 
у меня плечо чешется и облезает 
говорю если море так солоно 
значит бог 
влюбился

***

когда возвращались пешком домой 
через городской сад 
с некоторым трудом 

голуби сами затягивались за спиной 

настоящие мужчины 
говорили в караоке 
свои спрятанные имена

***

греет глаза на солнышке 
работник российской столовой 
теперь все у нас значительно лучше 
яблочный сок самый сладкий 
томатный 
куриный сок самый крутой 
тысячи молодых деревьев 
на новых территориях принесут плоды 
а о бесхозных и подозрительных предметах 
помолимся
соседка сказала Маше – 
Маша, меня убьёт любовь ко всему прекрасному, 
в рай попаду, встречу поэтов великих, 
художников сло́ва спрошу 
почему когда я дежурная к нам приходят одни алкоголики 
почему если выйдешь на улицу сразу увидишь 
кто счастлив кто нет
Мы смотрим вниз и не слышим, как позвякивают сокровища, собранные девочкой в алюминиевый сундучок — 
осколки зеленого каменного кольца, маленький пластмассовый слон и множество бусин с невозможно узким отверстием. 
Она пытается промочить слюной красную нить и вдеть наконец ее в посеребренное круглые стеклышко, но нет, не выходит. 
Мы смотрим вниз и видим как белый мерцающий свет сквозь целлюлозную пелену преображается и становится зеленоватым, 
и теперь, почему-то, от него холоднее и все сильнее, кажется, он становится памятью. 
Мы смотрим вниз и ничего не слышим, а видим только как желтая целлюлозная пыль оседает на лицах, 
залегает в морщинки, и, соприкасаясь с потом, становится серой, 
и та женщина словно заплакала чем-то твердым. 
Они не слышали крика. 
Но каждая чувствует, как в ушных перепонках глухо долбится сердце, 
шум тысяч конвейеров не может убить ни одного внутреннего шепота. 
Иногда они не могут крикнуть друг другу несколько слов через конвейерное полотно, 
но каждая может заметить, как мехи тела двигают брезентовые жилеты. 

Сквозь тусклый свет весны они поднимаются в гору и смотрят, 
смотрят и дальше в проталинах появляются их следы. 
Источенные памятью, измученные заводом, полуглухие женщины бригадирки и сонные женщины сортировщицы приподнимаются на носочки и хотят увидеть, что там случится дальше. 

Снова бряцают сокровища маленькой девочки, но они не слышат и идут наугад в матовых от древесной пыли ботинках по черной дороге в белесое сладкое лето. 
Там арбуз остывает в реке, и ульем не шумит в ушах эта влажная прошедшая жизнь. 
Там дымка с утра на реке пахнет водорослями. 
И каждая смотрит на свои вытянутые ноги в траве 
И щурится. 
А между ресницами возникает калейдоскоп цветовых пятен — красных, фиолетовых, чистых.

И тут голоса сливаются, одно и то же стихотворение с разными интервалами начинают читать несколько человек, все это звучит в твоей голове и ты начинаешь улавливать какие-то новые смыслы, которые не открыл после собственного прочтения.

Очередности нет, все спонтанно. Сигнал входящего сообщения и к звучащим голосам присоединяется  еще один, потом еще и еще. Удивительный эффект.

twNlVIVzXWk

РЕПЕТИЦИЯ 

наблюдаем оставшееся: 

первое кружево 

листья салата Айсберг 

переводы на основные 
европейские языки 

бразильский орех 
вернулся 
в свою страну 

новое нижнее бельё 
с инструкциями и предписаниями 

если мы сегодня не потанцуем 
то никогда 
уже 

мясо теплиц 

угольный карандаш сломан 
(угольный? карандаш?) 

вот птичка вот птичка вот 

несколько человек 
в темноте 
говорят

Голос последнего читающего замолк и мы сидим в полной тишине, осмысливая свои ощущения, пока модератор не пояснил, что уже всё. Любопытный опыт, безусловно, вовлеченность в процесс вызывает совсем другой эффект, чем когда ты слушаешь чтецов.

У гардероба какой-то молодой человек говорил своей девушке: «я думал стихи — это тоска, а оказалось круто! сходим еще!».  Абстрагируюсь от качества поэзии, — (оставлю это для литературных критиков), скажу, что такие мероприятия очень полезны для популяризации поэзии и литературы, в целом. И меня очень радует, что у нас  в городе стало больше таких литературно-поэтических событий разного формата, как говорится, на любой вкус и совершенно бесплатно. Ходи, просвещайся.

P.S. в тексте приведены стихи поэтов: «Репетиция», «когда возвращались пешком домой» Андрей Черкасов (Челябинск), Мария Ташова (Нижний Новгород)  «Но секунду еще назад», Дмитрий Данилов и др.

Реклама

4 Comments

Add yours →

  1. Интересно) . Я на подобных мероприятиях не была, но описали Вы понятно, надо будет посетить, если услышу про подобное.

    Нравится 1 человек

  2. Поэты — героические люди!

    Нравится 2 людей

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

ruspanglish

mastering languages: Русский-Español-English >>> mustering lexiCollections

Ekaterina Urbanik

Преподаватель английского и французского языков

Клуб «Пять специй»

5 вкусов полной жизни

Личный дневник напоказ

Переживания, мысли и идеи в сети. Присоединяйтесь!

(Не)навязчивые мысли

"У меня получается быть счастливым! Хочешь расскажу тебе как?", - тексты о поиске гармонии, самоанализе, впечатлениях и моей жизни. Lifestyle, психология, эзотерика, рост личности.

«Литературный Радужный»

«Творчество — общее дело, творимое уединенными». Марина Цветаева

Արմինե Հակոբյանի ստեղծագործական բլոգ

Արմինե Հակոբյանի ստեղծագործական բլոգ

Блог о девичьей душе

Личный блог Маргариты Скворцовой

IntelligenText

Блог-дневник копирайтера. О внедрении контент-маркетинга и совершенствовании навыков.

%d такие блоггеры, как: