Медведево: маленькое село с большой историей

Когда на своих занятиях я рассказываю школьникам или студентам о событиях Гражданской войны им кажется, что все это было где-то далеко – и во времени, и в пространстве, успешно миновав город Челябинск. На самом деле линия фронта проходила не так уж и далеко – всего в 50 км от города через село Медведево.

Собственно, в выходной день решено было спланировать поездку в Медведево, посмотреть на знаменитое казачье село.

История села началась в 1784 году, когда казак Медведев построил себе на реке Бишкиль хутор. Постепенно вокруг стали строиться его однополчане-казаки и крестьяне-переселенцы. Село назвали по фамилии  первого поселенца. Почти сто лет в селе не было храма, поэтому местные православные жители ездили  за 10 верст в село Травники  – в церковь Покрова Божией Матери. Как говорится, для истинно верующего 10 верст – не крюк.

Через сто лет, в 1884 году в Медведево построили церковь Трех Святителей: Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Московских. Первым священником стал отец Николай. Храм стали называть Трехсвятительским, он сразу прославился на всю округу красотой купола и чудодейственными иконами.  К тому же, рядом с храмом открылся святой источник, к которому  шли исцеляться верующие даже из соседних  уездов.

Но еще больше прославлял село другой, более земной факт – в конце XIX века вокруг села открыли несколько месторождений золота.  Любой мой купить участок и «ловить удачу». Поэтому толпы золотоискателей, старателей и  охотников за наживой всех мастей хлынули в село. С одной стороны – это плюс, село развивалось, зажиточные казаки  строили большие краснокирпичные дома,  многие из старателей остались на поселении.

Крупные прииски: Мариинский прииск и Игрицкий рудник принадлежали челябинскому олигарху Владимиру Корниловичу Покровскому. К чести Покровского, а также многих других состоятельных уральцев тех времен – все они активно занимались благоустройством территории города и окрестных сёл. Например, тот же Покровский жертвовал огромные  суммы на строительство школ, больниц, храмов  и т.д. Например, в Челябинске он построил Народный Дом (сейчас Молодежный театр), построил просто так,  « в подарок городу».

В  селе Медведево В.К. Покровский поддержал строительство Трехсвятительского храма. Впрочем,  участие в строительстве храма (если верить источникам) принимали все жители села – кто помогал деньгами, кто своим трудом, кто – творчеством.

Местные жители (казаки), называют Трехсвятительский храм твердыней казачьего края. Потому что за весь период существования он пережил три рождения. Это один из немногих храмов в области, который был возрожден в 1940-е годы.

IMG_20170702_121915

Все было хорошо в селе в общем, и в храме,  в частности, пока не началась Гражданская война. Как я уже говорила,  летом 1919 года через село Медведево пролегала линия фронта. Солдаты армии Колчака, отбиваясь от красных, установили на колокольне церкви пулемет. В ответ красные взорвали колокольню, разрушив ее и самый большой купол храма (с крестом). Затем большевики расстреляли священника и его семью (на всякий случай), не говоря уже про жителей села, «сочувствующих белым». После окончания войны в разрушенном и голодном селе жители восстановили колокольню. Но вскоре начались гонения на священнослужителей: аресты, сфабрикованные дела. Священника в храме не было, но каждое воскресенье проводилось богослужение силами самих жителей в память об убитом отце Николае.

В 30-е годы, когда по всей стране гонения на церковь усилились, с Трехсвятительского храма сбросили колокола, церковь закрыли. Здание превратили в клуб, затем в хранилище для зерна.

Великая Отечественная война вынудила советское правительство повернуться лицом к церкви – были открыты некоторые храмы, возвращены из ссылок священники.

Верующие села Медведево к 1947 году опять же, на собственные средства восстановили храм.

В 1950-е годы на службе в храме собиралось столько людей, что Литургия совершалась при открытых дверях храма, чтобы могли слышать те, кто остался на улице.

Однако 27 июля 1961 года Чебаркульский исполком райсовета постановил закрыть церковь. Священник отец Василий, узнав об этом, начал потихоньку раздавать некоторые иконы верующим из села на сохранение, а церковный колокол сняли  и спрятали  деревне Попово.

Под  лозунгом борьбы с религией представители власти конфисковали всю церковную утварь (на черном рынке антиквариат пользовался  большим спросом), часть икон подожгли на глазах у верующих. Люди плакали, прорывались сквозь оцепление и выхватывали из огня иконы, но перед лицом власти были бессильны. Снова были сброшены колокола, а здание храма даже попытались разрушить бульдозером – но он устоял, видимо, в XIX веке строили на совесть.

Сейчас в храме висят фото разрушенного храма – жуткое зрелище. Однако со сменой власти в 1993 году верующие начали опять восстанавливать храм. Восстановление шло медленно – не хватало средств. Но богослужения проводились уже открыто, в доме одного из жителей села. Напомню, Медведево –  казачье село, а казачество тесно связано с православием, поэтому жители села не переставая боролись за веру.

К 2000 году восстановление храма завершилось. Местные жители (а точнее, их дети и внуки) смогли сохранить от власти большевиков иконы и старинную церковную утварь и это все вернулось через годы обратно в храм. Вернулся из села Попово колокол,  знаменитая Тихвинская икона Божией Матери и еще несколько старинных икон сохранились у жительницы села Ольги Бединой (больше сорока лет она их прятала!), нашлась икона Божией Матери «Умиление», датируемая 1783 годом, икона великомученика и целителя Пантелеймона, праздничная икона «Благовещение» и другие. Поразительно, но почти каждая из икон храма попала сюда удивительным, а иногда даже чудесным образом.

IMG_20170702_123445

Например, икона Божией Матери «Умиление» нашлась удивительным образом. Настоятель Свято-Троицкого храма в Челябинске отец Игорь Шестаков отдал эту икону священнику Александру Щапину. Старинная добротная доска, на которой был написан образ, была расколота пополам, верхний левый угол выпилен, по периметру широкой полосой шла голубая масляная краска. Позднее стало известно, что на ней дети катались с горки.

Реставраторы из челябинской Картинной галереи сняли верхний слой, вымазанный краской, и обнаружили дату – 1783 год. Это икона афонского письма, утверждают художники. Художник-иконописец Наталия Чекотина красками подправила образ. Сейчас она находится в храме.

IMG_20170702_123448

Сейчас храм и территория вокруг храма выглядят  ухоженно, растет много цветов, редких пород деревьев и даже виноградник.

Действует трапезная и гостиница для паломников, а также богадельня для нуждающихся в духовной помощи и житейской поддержке.

Сейчас храм Трех святителей включен в Список выявленных объектов культурного наследия Челябинской области.

До сих пор не только храм привлекает путешественников, но и три Святых источника.

Первый источник — в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» находится неподалеку от храма, возле речки Бишкилька. По преданию, в прежние времена на этом источнике видели Царицу Небесную. Ранее к этому источнику приходили «за исцелением», сейчас не знаю — действует ли сила исцеления, но источник выглядит вот так:

IMG_20170702_124133

В постройке слева находится довольно большой колодец, но судя по тому, что тропинка заросла крапивой и прочими сорняками — к источнику ходят редко. Поэтому воду мы трогать не стали, сфотографировали издалека.

Второй источник — Святой источник Симеона Верхотурского расположен в двух километрах от церкви. Зимой или после обильного дождя  к нему проехать почти невозможно, но нам удалось преодолеть преграды из грязевых болот. Территория источника огорожена простеньким деревянным забором.

IMG_20170702_132505

Если верить легенде то долгое время в селе не было хорошей, чистой воды. Первый священник Трехсвятительского храма отец Николай (Малышев) неустанно молился о даровании селянам хорошего источника. Однажды случилось чудо — ему явился святой праведный Симеон Верхотурский и указал на место в траве за деревней, откуда забил родник. И источник там и правда появился!

Поэтому источник назвали именем святого праведного Симеона. Случилось это в начале ХХ века. Какова была радость селян, когда выяснилось, что вода в нем не только кристально чистая, но и целебная.

Примечательно, что Симеон Верхотурский почитается как небесный покровитель уральской земли — большую часть жизни он прожил в селе Меркушино близ города Верхотурье в Свердловской области.

Сейчас рядом с источником построена небольшая купальня, над источником устроили деревянную надкладезную (часовню, укрывающую собой целебный источник), Неподалеку отстроили небольшую часовню в честь Симеона Верхотурского.

IMG_20170702_124042

Сейчас к источнику даже организуют паломнические туры.

И третий источник (был очень популярен с момента открытия храма бил прямо из-под алтаря храма, но он, к сожалению, сейчас не действует, его неоднократно разоряли в годы советской власти.

Помимо храма и источников в селе Медведево сохранились некоторые старинные казачьи дома, краснокирпичной архитектуры.

IMG_20170702_125119

Глядя на результат работы «реставраторов» просто вытекают глаза. И это я еще молчу про евроокна.

IMG_20170702_125312

Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.

IMG_20170702_124944

Завершая рассказ о Медведево, могу сказать — не зря съездили,  получили удовольствие типично городских жителей от природы — тишина, покой, умиротворение. В то же время, вокруг каждого дома в деревне кипит работа, идет активная стройка. За деревней огороженные пастбища и большая пасека (вот зря мы тут с открытыми окнами остановились!). Там тоже ведется стройка, видимо, фермерские хозяйства.

Вдоль улиц спокойно гуляет скот (коровы, козы, куры и гуси), много зелени, которую не сдерживают даже заборы.

IMG_20170702_122031

Добраться до Медведево можно по трассе Челябинск-Уфа, до поворота на Бишкиль (примерно 43 км от Челябинска). От поворота с трассы до села Медведево 2,5 км. По главной дороге едем через село, проезжаем мост через реку (впереди храм), у  Т-образного перекрестка поворачиваем направо и едем до окраины деревни, к пастбищам, а там по автомобильной колее (держаться левее) примерно 1 км до источника Святого Симеона Верхотурского.

 

Реклама

7 Comments

Add yours →

  1. Интересно, как все повторяется в мире. Во многих странах были гонения на церковь, а сейчас все открыто. Видимо спираль развития сегодня находится в «положительной» для церквей позиции 🙂

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Vintage Chic

Винтажные Украшения

Наблюдателям звездного неба

Элементарная и практическая астрономия на любителя

FACTS & NEWS

Главные новости TOP-News 24/7

ГРУППА КОМПАНИЙ СОЦИОГЛОБУС | SOCIOGLOBUS GROUP

МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ | YOUTH OF RUSSIA IN GLOBAL WORLD

FLAWLESSMOVE

is all about fashion, food and travel

valeology

Beauty ☞ Detox ☞ Longevity ☞ by Elen Obabkova

%d такие блоггеры, как: