О щуках, военной технике и могильниках или Один день в Курганской области

По роду деятельности часто приходится иметь дело с детскими научными или творческими проектами (по большей части, – довольно однообразно сделанными родителями с помощью сайтов  с курсовыми и копипаста). Но есть и приятные исключения, например, проект, выполненный учениками села Пивкино Курганской области. Проект назывался весьма поэтично: «Золотое кольцо земли Щучанской». Для популяризации родного края ребята разработали туристический веломаршрут по основным достопримечательностям Щучанского района Курганской области. Не знаю, воплотился ли их проект в жизнь или был заброшен на полку в методических кабинетах после отчетности, но я решила взять его за основу и прокатиться  по Курганской области – благо Щучанский район от Челябинска совсем рядом – 85 км.  Велосипед меняем на авто, в маршрут вносим некоторые коррективы и получается отличная прогулка выходного дня.

Первый пункт нашего маршрута – город Щучье, который находится примерно в 85 км от Челябинска по трассе Челябинск-Омск (автодорога Иртыш).

Конечно, город – это громко сказано (чуть больше ста тысяч жителей), но история у него интересная. Основан в 1750 году,  статус города получил в 1945 году.

О том, что Щучьё – это город сельского хозяйства, сразу можно понять по  старинным деревянным домам  и свободно гуляющим по центру города коровам. Не трудно догадаться, что название городу дает озеро Щучье.

Первыми поселенцами были крестьяне, которые бежали за Урал из Тамбовской и Орловской губерний, в  поисках новых земель и лучшей жизни. В 1842 году несколько семей остановились у неизвестного озера, в котором водилось много щук, дали ему название – Щучье. Поселение получило такое же название.

До 1895 года Щучье было вполне типичным зауральским селом, где крестьяне летом пашут землю, зимой отдыхают, в субботу – баня, в воскресенье – церковь. Но после окончания строительства Южно-Уральской (ранее Омской) железной дороги тут началась другая жизнь. Через село проходит железная дорога Челябинск  – Курган (станция Щучье). Изначально, по замыслу инженеров,  дорога должна была пройти через село Чумляк, расположенного от Щучья в 12-ти километрах на север. Но тут вмешался человеческий фактор: опасаясь,  что с проведением железной дороги торговля может снизиться, чумлякские торговцы и зажиточные крестьяне подкупили инженеров, и те внесли в план коррективы, утвердив,  что рельеф местности около Щучья ровнее, потребуется меньше затрат, решили отвести дорогу к Щучью. Впрочем, информация о подкупе инженеров носит не 100% достоверный характер.

Но для Щучья это обстоятельство сыграло решающую роль. Село стало быстро развиваться: сократилось гужевое движение в пользу нового вида транспорта, построили элеватор, заводы.

В 1941 году в поселок Щучье эвакуировали оборудование двух заводов из Брянска  и города Прилуки.  Завод был размещен на территории и в помещениях Щучанской машинотракторной станции.

В военное время был налажен выпуск огнетушителей для танков и самолетов, а также – мин для минометов.

После войны было решено завод специализировать на выпуск пенных огнетушителей. Кстати, впервые в стране именно на Щучанском заводе был спроектирован и внедрен порошковый огнетушитель «Спутник» с полиэтиленовым корпусом.

Теперь это Щучанский завод противопожарного машиностроения, а его продукция есть во всех  офисных зданиях, гос.учреждениях и прочих общественных местах  нашей страны — огнетушители.

После войны селу присвоили статус города. Из предприятий (кроме завода противопожарного машиностроения) в Щучье есть элеватор (выглядит внушительно), завод «Зауральский крекер»  и мукомольный завод «Муза».

Собственно, второе дыхание городку открыл завод по уничтожению химического оружия, благодаря ему появились новые рабочие места, в инфраструктуру  города стали вкладывать средства (хоть и небольшие, но все же).

Любопытный факт для любителей спорта –  в Щучье находится одна из сильнейших школ самбо в области.

Из достопримечательностей – парк военной техники под открытым небом.

Кстати, самый крупный в Курганской области. Образцов техники немало, и все они в довольно приличном состоянии.  Вся техника времен Великой Отечественной войны, участвовала в боях.

Единственный минус – у экспонатов нет табличек с описанием моделей. Поскольку, мало кто приходит сюда с экскурсоводом (не знаю, если ли здесь вообще такая услуга), и не все хорошо разбираются в военной технике, какой-то минимум информации необходим.

Рядом с парком военной техники несколько памятников: Памятник участникам в локальных конфликтах,

IMG_20170611_120408Памятник 25-тысячнику, Якову Петровичу Мельнику (1899—1930), которого (судя по полуисчезнувшей надписи на камне) зверски убили кулаки. Не будем уходить в  исторические дебри о роли 25-тысячников в колхозах (для справки: 25-тысячники — рабочие, которых  Компартия СССР отправляла на село для хозяйственно — организационной работы).  Хозяйственно-организационная работа в начале 1930-х подразумевала организовать людей в колхозы,  с изъятием у зажиточных крестьян «излишков скота» в пользу колхоза. Естественно, добровольно расставаться нажитым тяжелым трудом имуществом, крестьяне не хотели. Но, собственно, памятник стоит, никому не мешает.

IMG_20170611_120603

Памятник ликвидаторам Чернобыльской АЭС (установлен в 1990-е, но надпись на верхней табличке почти нечитаема, видимо, городским властям нет дела до памятников.

IMG_20170611_120529

Мемориал жителям Щучья, погибшим в Великой Отечественной войне и скульптурная композиция «Воин – освободитель».

Еще одно интересное место в Щучье — пруд с островком, на котором расположен памятник Щуке. Городские легенды гласят, что надо подойти к щуке, поклониться, загадать желание и поцеловать ее в нос (или что там у щук вместо носа?).

Собственно, больше в Щучье смотреть нечего, поэтому двигаемся дальше — в село Чумляк.

IMG_20170611_133451

Чумляк находится на расстоянии 12 км от Щучья. Чумлякская слобода  считается самым старым  поселением в Щучанском районе. Первыми жителями Чумляка были государственные крестьяне, которых переселили сюда в 1679 году. Местность здесь довольно живописная и, если смотреть издалека, то село как бы прячется в котловане. Жившие раньше здесь башкиры называли эту впадину «чумляком», что дословно на русский язык переводится как «горшок».

История села очень богата на события. Всё пережило оно: и первую мировую войну, и Октябрьскую революцию, после которой установилась советская власть, и военный коммунизм.

Серьезный удар по селу нанесла коллективизация и раскулачивание. Крестьян, у которых был добротный дом, несколько голов скота, лошади – раскулачивали, а имущество отбирали.

B 1930 году в советском государстве запретили колокольный звон. С чумлякской церкви сняли колокола, сбросили их на землю и раскололи кувалдами. После этого изменился даже облик села.

То, что осталось от храма, выглядит довольно печально. На старинные колонны надстроили пластмассовый (?) козырек. Когда после перестройки начался процесс возвращения культовых сооружений верующим, в этом здании опять начали проводить богослужения. На запертой двери бумажка с надписью: «Церковь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа» (Спасская). Внутрь попасть не удалось, хотя был воскресный день. Видимо, храм открывают только на время богослужений.

IMG_20170611_135458.jpg

Октябрьская революция меняла мировоззрение и быт сельчан. Крестьян, которые ранее были зажиточными, увозили вместе с семьями. О судьбе многих из них до сих пор неизвестно.

На начало Великой Отечественной войны в селе была очень тяжелая жизнь, голод, постоянный страх «что увезут». И в такое трудное время в село привезли 900 детей, эвакуированных из Ленинграда. Был организован детский дом (просуществовал до 1969 года) и госпиталь. Сюда же привозили раненых с фронта. Те, кто не выжил, похоронен в братской могиле на кладбище.

Долгое время на памятнике не было даже таблички c фамилиями и именами  умерших. Но в 1965 году усилиями учителя истории из местной школы, который вел переписку с  архивом Москвы, удалось восстановить информацию о захороненных.

Кстати,  в Чумляке работает единственный в районе краеведческий музей.  Опять же, созданный по частной инициативе местной жительницы  Кояткиной Галины Васильевны. К сожалению, в выходной день  музей – выходной, так пришлось довольствоваться фото здания музея снаружи. Само здание тоже старинное, XIX  века. Музей найти очень просто — он  в центре села и в этом же здании находятся Ритуальные услуги, — две вывески мирно соседствуют на стенах дома.

Здание администрации (оно же и дом культуры) с памятником погибшим в Великой Отечественной войне.

Рядом со зданием — на небольшой Аллее славы, растет живописная береза, традиционное место для свадебных фотографий.

20170611_134835

На дверях администрации бумажка с объявлением.

IMG_20170611_135228.jpg

Впрочем, если с наступлением темноты погулять по разрушенным старинным домам XIX века, то в фильме ужасов можно сниматься без грима.

IMG_20170611_134216

А в этом доме в декабре 1917 года находился первый исполком Чумлякского Сельского совета народных депутатов (Совдеп).  Потом тут был детский сад (судя по разрисованным чебурашками стенам), сейчас дом в запустении. Через разбитые окна можно увидеть лепнину на потолке, остатки веселых картинок и голландские печи.

Следующая точка нашего маршрута — Алакульский некрополь на озере Алакуль.

В нескольких километрах от деревни Чумляк находится озеро Алакуль. Озеро небольшое, в длину около пяти километров, в центре озера – остров. С одной стороны озера довольно много растительности – тростник и рогоза – не дают подъехать к берегу. А с другой стороны есть несколько свободных подходов. Не знаю насчет рыбы, но вода в озере была относительно  чистая и теплая, а большая стая диких уток чувствовала себя вполне комфортно, но при нашем появлении предпочли оперативно спрятаться в зарослях тростника.

Алакульский некрополь (примерно XVII-XVI-XIII вв. до н.э.) насчитывает 66 курганов с земляной насыпью от 0,15 до 1,5 метров и диаметром 13-40 метров. Собственно, отсюда идет Алакульская археологическая культура среднего и позднего бронзового века (названа по имени могильника).

В XVII-XIII вв. до н.э. здесь находились небольшие поселения (до 10 жилищ), вдоль озера и довольно плотно друг к другу.  Жилища  были полуземляночного типа или близкой к нему формы, с котлованами глубиной 0,6-1,2 м, пл. немногим более 100 кв.м. Для строительства жилищ использовали камень и дерево.  Ведущую роль в хозяйстве играло скотоводство: разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей; вспомогательную роль — мотыжное земледелие, охота на промысловых животных (лось, косуля, сайгаки и др.), рыболовство, собирательство.

Погребальные сооружения — земляные курганы с грунтовыми могильными ямами, деревянным перекрытием и обкладкой из бревен. Характерной являлась круговая планировка семейных кладбищ с могилами взрослых мужчин и женщин в центре, детскими, подростковыми и женскими могилами — по периферии (от 3 до 40). В могильниках у изголовья людей обязательно клали несколько сосудов, а на краю обнаружены кости черепа и кости ног овец, реже — крупного рогатого скота или лошадей. Разумеется, в курганах найдено множество украшений (браслеты, бусы и др.),  оружие (бронзовые булавы, наконечники стрел).

Впрочем, сейчас найти Алакульский могильник  достаточно сложно, — все заросло травой и даже  на этой территории посажены сельскохозяйственные культуры.

Отдохнув на озере, двигаемся дальше — в село Пивкино.

Пивкино находится примерно в 70 км от Челябинска и от главной трассы 5 км на север по асфальтированной дороге. Информация об этом селе в одном из справочников развеселила – «в селе развитая инфраструктура – есть несколько магазинов и устойчивый сигнал сотовой телефонной связи».

IMG_20170611_163928

Село основано в 1750 – е годы, первыми поселенцами были безземельные крестьяне, которым предлагали казенные земли на необжитых диких территориях. Между крепостной зависимостью и дикими землями некоторые все-таки выбирали второе и за счет государства переезжали в Зауралье. Путь переселенцев из центральных земель  занимал до года (шли пешком, ведя подводы с лошадьми, груженые нехитрым скарбом и ребятишками). На территории села Пивкино уже  проживали башкиры, которые довольно мирно встретили переселенцев.

По преданию здесь жил бай Пивкин, от него пошло название села. Переселенцы из Курской губернии обосновали Курский край (ныне улица Ленина). Переселенцы из Рязанской губернии обосновали край «Новоселовка», а переселенцы из-под Москвы обосновали край «Соплово», а старожилы села жили в краю «Двоедановка».

В архивах Санкт-Петербурга храниться данные о том, что 17 апреля 1771 года академик и путешественник П.С. Паллас со своими спутниками вступил на территорию села Пивкино: «Деревня сия стоит у изобилующего карасями озера Караганкула, в окрестности мужики называют его Пивкино, от которого и деревня сия такое название имеет. На оном теперь начал таять лед: почему и летало вокруг оного множество черноголовых чаек».

В конце XIX века началось строительство железной дороги, которая должна была пройти через село Пивкино и Чумляк, но, как я уже говорила, в итоге дорогу прожили через Щучье.

В свое время Пивкино считалось богатым селом с большим населением – в 1900 году в нем проживало 1767 человек, а в 1912 году — 2413 человек. К 1921 году в селе насчитывалось 478 дворов, с населением более 3000 человек. В 1920-30 годы больше полвины семей (которые считались зажиточными), были репрессированы и высланы.  Сейчас в  селе проживает всего 589 человек.

Главная достопримечательность села (да и всего района) – это церковь Святого Николая Чудотворца, построенная в 1861 году. Храм, вместимостью несколько сотен прихожан, построили на средства местных жителей.

IMG_20170611_163712

В Пивкино пышно отмечался престольный праздник Никола, в честь святого чье имя носила церковь. После закрытия церкви в 1928 году многие жители продолжали богослужения у себя дома. В конце ХХ века жители села своими силами начали реставрацию и восстановление церкви. В 2012 году работы по реставрации завершили и сейчас церковь является действующей.

IMG_20170611_163915

Разумеется, в Курганской области еще много всего интересно: от памятников архитектуры до духовных центров (например, Далматово), так что в планах еще не одна поездка в этот край. Тем более, тут очень вкусные продукты местного производства, не испорченные добавками и консервантами)))

Реклама

4 Comments

Add yours →

  1. По поводу отсутствия табличек у пушек. 99% народа не сможет отличить мортиру от гаубицы, а противотанковую пушку от зенитной. Все отличия для них будут заключаться в длине и диаметре ствола (Фрейд, отдыхай уже). 🙂

    Нравится 1 человек

  2. Какое чудесное Пивкино)))

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Очевидное, но недоступное

Навожу порядок в голове.

Крыжовка. Железнодорожник

мы любим нашу Крыжовку и делаем все, чтобы у нее было будущее

The Happy Moose

Личный блог о Канаде

Coffee-Klatsch

Restaurants review by Kristina Janchauskas

xadventure

photos travel sport activities

getenglish

английский язык

readmylabios

...Читай по губам

БЛОГ АЛЕКСЕЯ БАСЫЛАЕВА

МИР МОИМИ ГЛАЗАМИ

Артем Коваленко

Пишу о том, как я управляю своей жизнью как компанией

%d такие блоггеры, как: