Эпоха «чайной столицы» и сокровища Архива

Сотню раз проезжая мимо  внушительного здания Государственного Архива думала: «интересно, а что там внутри?», но не было убедительного повода туда зайти. В Международный День архивов 9 июня (оказывается, есть и такой праздник!), государственный архив Челябинской области  проводил праздничные мероприятия, в том числе и экскурсии для всех желающих.

«Всех желающих» оказалось довольно много, даже пришлось разделиться на несколько групп.

В холле был развернут прием  старинных документов и вещей от «друзей архива». Несли фронтовые  письма,  старинные фотографии, военные и гражданские удостоверения начала ХХ века и даже радиолу времен Великой Отечественной войны.

Музейные залы  представили нам экспозицию «Челяба. Путешествие в прошлое»  – история нашего города от основания крепости в 1736 году и до революции 1917 года.

Собственно, до конца XIX века Челябинск развивался  достаточно спокойно. Казачество несло военную службу, канцелярские работники занимались учетом,  крестьяне спокойно выращивали урожай, каторжане останавливались «на побывку» по пути в Сибирь. Разве что торговля начинает бурно развиваться – не зря на гербе города изображен верблюд, – караваны с чаем, пряностями и прочими товарами стабильно шли из Китая и Маньчжурии  на ярмарки.

IMG_20170609_151837.jpg

Угол крепости (вид изнутри)  и различные крестьянские атрибуты.

Известность Челябинск приобрел в 1892 г. с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В 1896 г. была запущена железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири. Его так и называли «Ворота в Сибирь».

А когда в 1901 году Транссибирская железнодорожная магистраль была закончена, у Челябинска началась новая жизнь.

А это метрическая книга девяти приходов Челябинского уезда — 1847 год. Идеально ровные записи настолько красивым  почерком, что даже не верится, что это писал человек! Листая такую старую книгу начинаешь испытывать благоговейный трепет.

IMG_20170609_143304

В начале  века автор справочника «Весь Челябинск»  Павел Весновский писал: «Старому Челябинску с его патриархальными порядками  настал конец. Настала новая полоса в его  истории — полоса кипучей деятельности, лихорадочной жизни. Старые уклады рушились и на их место вставал новый двигатель современной жизни — торговый и промышленный капитал».

Разумеется, сердцем города стал вокзал. Повезло Челябинску в том, что он стал узловой станцией. В городе работало три депо и большой штат железнодорожных работников. Необходимо было обслуживать, осматривать, а при необходимости и ремонтировать поезда. От служащих требовалась высокая квалификация и четкая организация работы. Работа на железной дороге была почетной и в определенном смысле элитарной. О работе вагоноремонтного депо я уже писала в материале Экскурсия на вагонное депо

1903 год. Тысячи пассажиров проходили через «ворота в Сибирь»: торговцы, военные, клерки, ссыльные, беглые, безземельные крестьяне, рабочие, отчаявшиеся, в поисках лучшей доли, бандиты  всех мастей  –  город был похож на кипящий котел из всех чинов и сословий. Торговля процветала,  богатых людей становилось все больше и больше, а жизнь в Челябинске – все заманчивей для преступного элемента. Кстати, по уровню преступности наш город был на первом месте (до 1913 года), обгоняя даже Москву и Петербург (не лучший повод для гордости).

Строительство не успевало за таким потоком населения. Город оставался крайне неблагоустроенным. В те времена городские улочки весной превращались в болото, поэтому горожане носили особые челябинские галоши. Через реку Миасс был деревянный мост, соединявший город с Заречьем. Река часто выходила из берегов и затопляла окрестные дома и лавки.

Владельцы домов сдавали в наем не только комнаты, койко-места, но и даже скамейки во дворах – на них могли «перекантоваться до утра»  в теплое время в ожидании следующего поезда до Сибири или пока «удача не улыбнется» в поисках угла для ночевки.

Рост численности населения отражен вот в такой диаграмме.

IMG_20170609_151915

Рядом с вокзалом находился Переселенческий пункт (он сохранился и до сих пор). Это был настоящий людской муравейник.  Пункт представлял собой изолированный городок, к которому с вокзала были проложены пути. Поначалу выстроили деревянные бараки, но потом они заменялись на каменные здания. Здесь же была больница, столовая, баня. Общее число переселенцев достигало 350 тысяч в год. Кого тут только не было: и русские переселенцы, и азиаты  (до границы с нынешним Казахстаном рукой подать).  Бывали дни, когда на границе скапливалось до тридцати тысяч переселенцев. Многие хотели остаться в Челябинске, некоторые были вынуждены (в силу отсутствия денег на дорогу дальше). Переселенцы везли надежды о лучшей жизни и все виды болезней, существовавших на тот момент.  Поэтому рядом с переселенческим пунктом  находилось кладбище, работникам которого скучать было некогда. Хоронили в большом количестве, причем не разделяя людей по вероисповеданию, т. е., православный и «неверный» вполне мирно лежали рядом.

Керосиновая лампа «летучая мышь» и нехитрый скарб переселенца: паспорт и сундук.

Кстати,  первые очаги сибирской язвы были замечены здесь же, в Челябинске. Деревни вымирали просто подчистую, а несколько местных лекарей просто не справлялись с потоком больных. Для борьбы с эпидемией из столицы приехал лекарь С.С. Андреевский, который не побоялся ставить опыты на себе (вводил под кожу пробы сибирской язвы), а его помощники должны были фиксировать реакции и смерть. К счастью, Андреевский не умер, успешно справился с эпидемией, но в Петербург возвращаться не захотел, а остался в Челябинске налаживать систему здравоохранения.

Такой людской хаос продолжался до тех пор, когда городским головой не стал Александр Францевич Бейвель. Он был известным в городе врачом. Три раза Бейвель избирался на пост головы. Это был единственный случай за всю историю Челябинска.

IMG_20170609_143753.jpg

При нем был замощен весь центр города, введено электрическое освещение, устранена болотистость, отстроены здания реального училища,  женской гимназии, ремесленного училища, выстроены городские корпуса для лавок, Народный дом. Оснащены современным английским оборудованием  городская и железнодорожная больницы. Активно стал использоваться дилижанс, который обходился челябинцам в 8 раз дешевле, чем извозчик. Появился городской сад. Городские доходы выросли в два раза. Был построен водопровод, установлена городская телефонная сеть. Город стал принимать каменный вид. Определенное богатство городу приносили золотые прииски, которые находились совсем рядом. Все они находились в частном владении.

В городе появились очень богатые люди – крупные торговцы и промышленники.  Среди них были братья Покровские — владельцы винокуренного завода. Забавный факт: один из братьев (Владимир Покровский) стал основателем и попечителем Челябинского Общества трезвости.

IMG_20170609_153202

За свою активную деятельность Владимир Покровский был избран первым Почетным гражданином Челябинска.

В 1906 году стала выходить газета «Голос Приуралья», причем она была в чистом виде демократической, некоторые статьи по тем временам были настолько смелые (содержали решительную критику властей), что находись редактор газеты Виктор Весновский в столице, он бы распрощался со свободой надолго.

IMG_20170609_145237

Собственно «чайной столицей» город стал после открытия Транссибирской железной дороги. Если раньше караваны с чаем из Китая, Индии и Цейлона  в Челябинск шли несколько месяцев (кто не верит, можно посмотреть в зоопарке на походку верблюда), а навьюченные тюками верблюды  шли медленно и степенно. Им-то торопиться некуда.

По железной дороге вагоны с чаем из Владивостока в Челябинск доставлялись за 2 недели. Поэтому чаеразвесочные фабрики превратились в высокодоходный бизнес.

В Челябинске была учреждена Таможня Первого класса,  в которой можно было складировать товар на три года. В таможню поступало до двух миллионов пудов чая в год. Поступление пошлин достигало 25 миллионов рублей в год. Весь чай Российской империи шел через Челябинск. Фирмы, склады и чаеразвесочные фабрики росли в городе как грибы, этикетки производили здесь же, а для фольги, в которую фасуют чай, было налажено производство на крупнейшем  Российской империи  дроболитейном заводе.

На фото служащие чаеразвесочной фабрики И.П. Колокольникова 1903 г.
IMG_20170609_145947

В развесе чая работали, в основном, дети. При каждой чаеразвесочной фабрике существовали свои цеха по обработке чая для сухости, по проверке от насекомых. В цехах стояло преимущественно английское оборудование и там уже работали высококвалифицированные  служащие.

Среди самых известных было четыре чаеразвесочных фабрики:  фабрика торгово-промышленного товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко» (работала с 1904 года, с  1920 года в ее помещении размещался химико-фармацевтический завод).  Товарищество чайной торговли «В. Высоцкого и Ко» открыло в Екатеринбурге в 1904 году склад чая, который в 1908 году перевели в Челябинск. В 1910 году этот склад преобразовали в чаеразвесочную фабрику. Вслед за таможней, переведенной из Тюмени в Челябинск, товарищество «И. П. Колокольникова Н-ов» (наследников) перевело сюда свою чаеразвесочную фабрику. Четвертой по значимости была чаеразвесочная фабрика Попова.

На чаеразвесочных фабриках чай расфасовывали, приклеивали яркие, зачастую тесненные золотом этикетки. На этикетках указывался сорт чая (байховый, зеленый, плиточный, кирпичный), вес и цена. Славился своим качеством чай «отборный № 80», стоил он 2 рубля за четверть фунта чая (1 фунт=409,512 граммам). Непременно на каждой этикетке, даже самого дешевого чая, имелся фирменный знак. У «Высоцкого и Ко» – ладья, на парусе которой изображены буквы «В и Ко». Товарный знак «Кузнецова и Ко» представлял собой два скрещенных якоря. И ладья, и якорь символизируют, что ранее чай доставлялся морем. Под товарным знаком обязательно помещалась надпись «этикет заявлен отделу промышленности». Насколько серьезно относились к чайному делу можно судить по надписи на этикетках – «подделка будет преследоваться по закону».

Слева — весы торговые «Царские», украшенные орнаментами, справа — более поздняя версия весов для чая.

Тары для сыпучих (и не только!) продуктов и этикетки. Кстати,  после революции большевики изъяли все запасы чая с фабрик, он быстро «утратился», а вот огромные запасы этикеток остались. Поскольку  бумаги тоже был большой дефицит, этикетки стали использовать в делопроизводстве. На них вели документацию (кстати, примеры таких документов  сохранились в  архиве).

Самовар и чайный набор — «азиатский», так как сделан не в Туле, а местными мастерами по примеру азиатских самоваров. Под самоваром миска «капельница» — не только для того, чтобы вода из носике не текла на стол, в ее донышке есть углубление с песком. Чтобы сохранить тепло в самоваре «капельницу»  ставили на крышку, а песок не давал кипятку остывать. В маленький самовар на трех ножках («самоварник») наливали холодную воду, т.к. многие не хотели пить сильно горячий чай, а разбавляли водой.

Более подробно  об истории чая в Челябинске, а также об отдельных чаеразвесочных фабриках можно почитать в материалах чайного портала Все о чае

в завершении, канцелярские атрибуты — гусиное перышко, чернильница и вазочка с песком, чтобы чернила быстрее сохли. Кстати, писать гусиным пером очень неудобно — чернила стекают, бумага царапается, сам весь в кляксах))) Наверное, клеркам приходилось долго учиться, чтобы идеально делать записи. На фото справа — календарь 1910 года.

 

Реклама

2 Comments

Add yours →

  1. Ой, как я люблю самоварчики. У меня даже есть один, старенький который я на улице подобрала. А вообще, у них в те времена эксплуатация детей была популярна. Сейчас бы вот некоторых детишек заставить работать. 🙂 Классный музей.

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Очевидное, но недоступное

Навожу порядок в голове.

Крыжовка. Железнодорожник

мы любим нашу Крыжовку и делаем все, чтобы у нее было будущее

The Happy Moose

Личный блог о Канаде

Coffee-Klatsch

Restaurants review by Kristina Janchauskas

xadventure

photos travel sport activities

getenglish

английский язык

readmylabios

...Читай по губам

БЛОГ АЛЕКСЕЯ БАСЫЛАЕВА

МИР МОИМИ ГЛАЗАМИ

Артем Коваленко

Пишу о том, как я управляю своей жизнью как компанией

%d такие блоггеры, как: