«Руками трогать» в Музее истории ЮУЖД

В День музеев всегда хоть разорвись — столько интересного, а везде не успеть, надо выбрать: куда сходить, что посмотреть?  Но в этом году  наш выбор был однозначен – Музей истории Южно-Уральской железной дороги.

Я уже писала о передвижном музее-поезде  РЖД (Поезд-музей РЖД в Челябинске. Часть 1 ) в нашем городе и о посещении  вагоноремонтного депо (Экскурсия на вагонное депо ),  так что  мы решили закрепить  знания о железной дороге. Тем более, музей истории ЮУЖД анонсировал интересную акцию «Руками трогать!»  – в буквальном смысле можно было потрогать различные экспонаты и даже примерить  форму работников железной дороги. И, разумеется,  провести во всей этой экипировке фотосессию. Так что мы решили совместить приятное с полезным – и  пофотографироваться, и экспонаты  посмотреть.

Собственно, Музей истории Южно-Уральской железной дороги включает в себя Музей железнодорожной техники под открытым небом и музей истории ЮУЖД – в помещении.

Музей истории Южно-Уральской железной дороги занимает два больших зала. Как нам рассказала  куратор мероприятия Милена Вихляева – скоро планируется переезд музея в новое здание у вокзала, которое сейчас достраивают. Там будут размещаться организации, связанные с РЖД и, собственно музей. В новом здании и места  больше, и ближе к Музею техники под открытым небом.

В двух больших залах столько экспонатов, что разбегаются глаза – все хочется посмотреть и потрогать (раз можно!).

Модель первого русского паровоза, созданная в 1834 году крепостными механиками Мироном и Ефимом Черепановыми на Нижне-Тагильском заводе Демидовых. Паровоз возил руду по дороге длиной всего 854 метра (от горы Высокой до медеплавильного завода). В то время Петербургский «Горный журнал» окрестил изобретение отца и сына Черепановых «Сухопутным пароходом». Такой «пароход» двигался со скоростью 13-16 км в час и весил 3,3 тонны. Кроме груза он могу перевезти до 40 пассажиров. Черепановы были настоящими новаторами — в своем «механическом заведении» при заводе они соорудили более 20 паровых машин и несколько десятков станков. Глядя на их чертежи – понимаешь – они были настоящими новаторами своего времени.

IMG_20170518_142301

На фото ниже – модель грузового паровоза серии В. Выпускались на Воткинском заводе, на Самаро-Златоустовской ветке  такой паровоз работал с 1892 года. Паровозы этой модели выпускались до 1956 года (была еще более усовершенствованная серия ЛВ). Максимальная скорость — 48 км\час.

IMG_20170518_142432

Рельс с завода князя Белосельского-Белозерского 1893 год, с фирменным клеймом.

IMG_20170518_142524

Модель грузового паровоза серии Ов. В народе их называли «Овечки». Паровозы этой серии выпускались на всех заводах России с 1901 года.  Это был первый массовый локомотив на железных дорогах Российской империи, а затем и СССР. Выпускался  по 1929 год, в эксплуатации были до 1960-х гг.

IMG_20170518_144335

Невозможно представить железную дорогу без чая. Например, вот этот тульский самовар ранее находился в зале ожиданий одной из станций Омской железной дороги. На фото справа — фонарь обходчика путей.

Кстати, фонарей в музее очень много – целая галерея.

IMG_20170518_145409

Картина, изображающая знаменательное событие для нашего города – передачу Красной Армии бронепоезда, построенного в локомотивном депо  Челябинска, февраль 1942 год. Тогда, в рекордно сжатые сроки,  два депо: локомотивное и вагоноремонтное построили для фронта несколько бронепоездов.

IMG_20170518_144313

Рабочий стол дежурного по станции XIX-начало XX века.

IMG_20170518_144539

На столе: телеграфный аппарат Морзе (1918 год), журнал «Общество Троицкой железной дороги. Расписание хода товаро-пассажирских поездов 1915 г.» и карта-схема станций Самаро-Златоустовской железной дороги.

На фото слева — Геральдический знак Министерства путей сообщения. Справа — современный комплект формы служащего железной дороги.

Вагон 2-осный (нормального типа).

IMG_20170518_144935

Макет открытой платформы 1930-40-х годов. На макете лежит инструкция по перевозке техники (танки) на открытых платформах.

IMG_20170518_145108

Фонарь сигнальный буферный. Справа — футляр с петардами.

Масленки для смазывания деталей и механизмов — всех форм и размеров.

Еще один станционный колокол — размером побольше и звуком посильнее. Если сильно дернуть за шнур, то можно оглохнуть. Ранее использовался на станции Чернявская Западно-Сибирской железной дороги (отлит в 1896 году на заводе В.Е. Буслаева в Самаре).

IMG_20170518_145603

Средства связи: слева — коммутатор, по центру: телефонный аппарат «Western Electric», электрический сигнальный фонарь и селекторный переносной железнодорожный телефонный аппарат (для проверки связи на линии).

Стол начальника станции: обит зеленым сукном, лежат умные книги и полезные брошюры. Телефон (без диска,  видимо, только для приема телефонных звонков), печатная машинка и принадлежности для чаепития.

Проигрыватель — неизменный экспонат каждого музея.

IMG_20170518_151538

А это Южно-Уральская железная дорога в 1970-е: один из наших  фирменных вагонов «Южный Урал» и традиционный чайный комплект.

Интерактивная карта железных дорог России.

Если задуматься о километраже железных дорог, о тех  человеческих ресурсах, которые были задействованы в их строительстве, о силе инженерной мысли изобретателей — начинаешь восхищаться этим хорошо организованным «государством в государстве».

IMG_20170518_150028

Конечно, автомобильные перевозки и развитая система логистики захватили какую-то часть грузовых перевозок, но железная дорога прочно занимает свою нишу и говорить об утрате ей своей значимости — очень рано.

А пассажирские перевозки! Чтоб купить билет на поезд Челябинск-Адлер в разгар сезона нужно занять очередь с пяти утра! В день открытия продаж (за 45 дней до отправки). А эти дикие очереди за билетами? Так что железная дорога очень востребована, несмотря на развитие других транспортных средств.

Завершая рассказ о Дне Музеев в Музее истории ЮУЖД хочу выразить благодарность сотрудникам музея, куратору мероприятия и мастерам, которые делают модели поездов — мы, посетите, ценим ваш труд. Мы уже говорили как-то, что музейное дело у нас держится практически  на плечах энтузиастов, поскольку  без финансирования очень и очень сложно проводить какие-то акции и даже элементарно купить материал для оформления выставки, ведь дополнительных источников дохода у музея нет.

Вот так и живем — страна богатая, а ресурсы распределяются — сами знаете каким образом.

И, чтобы не заканчивать на пессимистической ноте, фото с нашей «фотосессии» — за полсекунды до того как мы почти оглохли)).

5v5abJ981_4

 

Реклама

15 Comments

Add yours →

  1. Интересненько. ☺️
    А петарды зачем железнодорожникам? 🤔

    Нравится 1 человек

  2. у меня где то дома книга издательства Детская литература про Черепанова конца 1960 годов — было классно, что раньше уже в первых классах давали представление о местных самородках технологий
    в сети дети это точно не почерпнут
    а дорога у вас жд туризм развивает и по каким направлением?

    Нравится 1 человек

    • Penelopa Urgumova 06/01/2017 — 22:42

      Наверное, сейчас и не каждый взрослый сможет сказать, кто такие Черепановы(
      Про развитие ЖД туризма сказать ничего не могу, но из интересного — у нас есть Детская железная дорога в несколько станций, по ней ходят самые настоящие поезда, только управляют поездами — дети.
      Ученики детской школы ЖД, ну как дети — ребята лет 13-15.
      Очень полезная вещь для выбора будущей профессии)

      Нравится

      • у нас тоже была в парке, но в 1990 годы сначала закрылась — сейчас уже не то, дети не водят, так типа аттракцион
        а насчет жд туризма — мой совет поинтересуйтесь — им РЖД план спускает, они маршруты формируют а денег для рекламы нет

        Нравится

        • Penelopa Urgumova 06/01/2017 — 22:49

          Спасибо за совет! Была в нескольких музеях ЖД, и никаких упоминаний про туризм нигде не встречала. Наверное, только в узких кругах информация есть.
          У нас детская ЖД не совсем аттракцион, а прямо настоящие поезда, можно купить билет и покататься. Естественно, при детях-учениках есть взрослые служащие ЖД)

          Нравится

          • значит у вас дорога вложилась, у нас же тренд сокращать все, поговаривают о сливе самарского университета путей сообщения сначала из РЖД в минобраз, а затем в статус регионального вуза, готовящего бакалавров

            а туризм — у нас год назад дорога возила блогеров по маршруту в Нижний, дня 4 это занимает, экскурсии, ночевка и т.д

            Нравится

            • Penelopa Urgumova 06/01/2017 — 23:01

              Видимо, слияние учебных заведений — вселенское зло, всех затрагивает. У нас пока институт путей сообщения работает нормально, при нем ещё и колледж (бывший техникум есть), тоже все грозят их слить с вузами из других городов

              Нравится

              • так к нашему сначала порядка 20 техникумом по всей линии РЖД присоединили, а потом вузы Казани и Саратова с сохранением старого финансирования

                Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Очевидное, но недоступное

Навожу порядок в голове.

Крыжовка. Железнодорожник

мы любим нашу Крыжовку и делаем все, чтобы у нее было будущее

The Happy Moose

Личный блог о Канаде

Coffee-Klatsch

Restaurants review by Kristina Janchauskas

xadventure

photos travel sport activities

getenglish

английский язык

readmylabios

...Читай по губам

БЛОГ АЛЕКСЕЯ БАСЫЛАЕВА

МИР МОИМИ ГЛАЗАМИ

Артем Коваленко

Пишу о том, как я управляю своей жизнью как компанией

%d такие блоггеры, как: