Сегодня я расскажу о том, как мне удалось побывать в Челябинском Военно-Воздушном училище штурманов (ЧВВАКУШ). Поскольку штурманское училище – закрытый военный объект, попасть туда не так просто и непременно нужно организованной группой. Благо, в нашем городе есть единомышленники –группа Родной край — Южный Урал, которые как и я, любят свою малую Родину и готовы организоваться в познавательные поездки и походы вот на такие закрытые объекты (совершенно бесплатно!).
В парке, окружающем училище, довольно тихо, из достопримечательностей идеально ровные одинаковые кормушки для птичек и шестиметровый памятник погибшим выпускникам ЧВВАКУШа. Фигура штурмана в полный рост на фоне крыла птицы.
Ранее парк относился к училищу и ухаживали за ним курсанты, теперь он относится к военному городку и порядка стало «на порядок меньше».
У входа в КПП вагончик – передвижной храм. Судя по замкам на двери и зашторенным окнам – не работает.
Пройдя КПП (все строго, по заранее предоставленным спискам, с паспортами и фейсконтролем), мы попали на территорию училища. Здесь сразу бросается в глаза идеальная чистота и порядок (наверное, как и во всех военных заведениях).
Нас встретил заведующий музеем ЧВВАКУШ – подполковник Андрей Владимирович Пьянков, уникальная личность, настоящий патриот авиации и своего родного училища.
Первым делом Андрей Владимирович повел нас на аэродром. По пути через территорию училища мы увидели памятник единственному штурману – дважды Герою СССР Василию Васильевичу Сенько.
И памятник фронтовому бомбардировщику СУ-24М (перед 80-летием училища его обновили).
Не памятники, а настоящие учебные самолеты ТУ-134ш ждали нас на летном поле.
На фото справа — учебные ракеты. Всего 3 кг тротила и эффект фейерверка, но на земле все равно их нужно трогать аккуратно. На самолет крепятся от 8 до 12 учебных ракет, учебные полеты курсанты ЧВВАКУШа совершают и днем, и ночью.
Внутри учебного самолета ТУ-134 стоят парты и множество различных приборов.
А это место штурмана–бомбардира, именно он управляет сбросом ракет. По словам бывалых штурманов – место, где прощаешься со своим позвоночником. Действительно, для людей с ростом выше среднего пространства довольно мало.
Но по сравнением с местом штурмана, у бомбардира просто полигон! Чтобы посидеть там, мне пришлось реально вползать скрючившись (при том, что мой рост средний). Интересно, на новых моделях, больше пространства?
По словам ребят-курсантов сначала внутрь забрасывается штурманский портфель, а затем на корточках, «гусиным шагом» сам. Сложнее назад, поскольку на ступеньку подняться надо, поэтому удобнее всего на четвереньках. На выдвижном столике могут поместиться карты или поднос с обедом.
Отсек с подвесными системами экипажа.
После изучения внутренностей ТУ-134Ш мы отправились в сторону музея. Прогулка средней скоростью от летного поля до училища занимает 25 минут.
По пути посмотрели процедуру заправки самолета горючим и узнали, где у самолетов топливные баки.
Для справки, аэропорт штурманского училища называется Шагол – по названию ближайшего поселка и железнодорожной станции. При Николае I эти территории были пожалованы польским крестьянам, так на Урал пришли польские переселенцы. Они основали Хутор Польский, а глава хутора носил фамилию Пшцсеголь, что для русского человека совершенно непроизносимо. Потихоньку название стало более благозвучным «Шагол». Кстати, непроизносимое польское слово имеет еще одно значение — «особый, единственный, в своем роде» (сццеголны).
Штурманское училище появилось в Челябинске в 1936 году, на ровном месте – то есть не было заранее построенных зданий, все начиналось в буквальном смысле «с нуля». Формирование школы было поручено полковнику Эдуарду Юрьевичу Лепину. Первыми курсантами были студенты высших учебных заведений, которые хотели летать. И вот, представьте себе картину – 270 будущих штурманов приезжают на учебу, а из встречает ровное поле. И только благодаря самоотверженности и личной харизме полковника Лепина, удалось в сжатые сроки приступить к учебному процессу. Ведь важно было не только укомплектовать преподавательским составом и техникой, но и элементарно одеть в форму и создать минимум бытовых условий для новобранцев. Благодаря «товарищеской помощи» Танковой дивизии из соседнего Чебаркуля удалось экипировать курсантов (хотя первые недели все ходили в чем придется, кто в старом, кто в гражданской одежде, что неприемлемо).
По обе стороны у входа в Музей ЧВВАКУШ посетителей встречают золотые скульптуры штурманов.
Музей ЧВВАКУШа был создан в 1958 г. как комната Боевой славы 15-й военной школы летчиков-наблюдателей, сейчас площадь музея порядка 360 кв. метров, включает 7 залов: училище довоенного периода, училище в годы Великой Отечественной войны, училище с 1946 г. по н.в., Челябинское ВВАУШ как пространство гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи, авиационная техника и вооружение, итоги деятельности училища за период с 1936 г. по настоящий момент. Если детально изучать каждый экспонат, то не хватит целого дня.
Составляющей музея является выставка кафедры «Боевое применение авиационного вооружения».
Макеты ракет выставлены в холле, можно подойти, смотреть, трогать и фотографироваться в обнимку.
Золотой Ильич гордо охраняет музейное пространство.
Первый зал посвящен родному краю – Южному Уралу. Поскольку многие из курсантов – приезжие, важно, чтобы они знали край, которому служат. В этом зале для них проводятся занятия по истории и истории родного края. Андрей Владимирович показал нам деревянную указку учителя – ей больше 50 лет (словно из старых советских фильмов про школу!). Так вот, у курсантов есть примета — если хочешь сдать экзамены на отлично надо подержаться за эту указку.
Плакаты на стенах кратко и по существу (в картинках) рассказывают историю Южного Урала и Челябинска, в частности. С момента возникновения крепости и до наших дней.
В этом же зале плакаты с историей воздухоплавания – первые изобретатели самолетов, первые летчики и первые штурманы. Кстати, слово «штурман» долго не приживалось в авиации.
В центре зала – миниатюрное представление штурманского училища, авиабазы. Все объекты сделаны руками военными авиабазы и учащимися курсантами ЧВВАКУШа.
На фото ниже — доска, которая ранее висела на входе в училище. Теперь, после «гениальных» реформ по «оптимизации военных образовательных учреждений» наше училище непонятно зачем объединили с Воронежем (!). Формально мы стали филиалом Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
Однако весь преподавательский состав и выпускники, а также те, кто связан с авиацией надеются, что когда-нибудь разумное восторжествует у наших реформаторов и табличка снова вернется на свое законное место.
Кстати, штурманское училище в Челябинске — единственное учебное заведение в Российской Федерации, осуществляющее подготовку военных штурманов и офицеров боевого управления для всех родов авиации Министерства Обороны Российской Федерации (армейской, военно-транспортной, дальней, истребительной, морской и фронтовой бомбардировочной).
В зале воинской славы – боевые трофеи, знамена, портреты штурманов – героев ВОВ.
И вот совпадение – буквально неделю назад в Краеведческом музее Южноуральска я видела огромный глобус – подарок музею от Центра подготовки космонавтов, ( статья О мамонтах и космонавтах Южноуральска ). А в ЧВВАКУШЕе мы увидели его «брата-близнеца».
Поскольку глобус был выпущен во времена СССР, от руки красным фломастером на нем написали «Россия». Также красным маркером отмечены маршруты выдающихся летчиков России.
Самое интересное — контактный зал. Здесь все экспонаты можно трогать, а в центре — кабина фронтового бомбардировщика СУ-24М. В нее можно залезть и потрогать все рычажки-кнопочки. В двухместной кабине СУ-24М пульты управления для летчика и штурмана дублируются. А вот контроль за вооружением у каждого свой: пушкой распоряжается летчик, а за бомбометание отвечает именно штурман.
Фото Яны Дерновой
Здесь же представлен бортовой аварийный самописец, попросту именуемый «черным ящиком», – на самом деле он оранжевый.
Двигатели, приборы от различных моделей самолетов, и ракеты — также в свободном доступе.
После музея мы прошли в казармы. Сказать, что там идеальная чистота и порядок – значит ничего не сказать. Все вещи аккуратно подписаны фамилиями курсантов, невозможно запутаться. В тумбочках идеальный порядок, на покрывалах ни одной складочки. Конечно, тем, кто отслужил в армии, это не диковинку, но, например, женская часть нашей группы удивлялась и восхищалась, как может быть такой идеальный порядок в комнате, где проживает несколько десятков парней? ))
На фото справа – небольшой музей в одной из казарм – модели техники, собранные курсантами и интересные вещи военных лет, например, немецкая каска образца 1940-х, найдена в поисково экспедиции одним из бывших курсантов.
Домой мы возвращались полные восторгов: посидели в кабине самолета, почувствовали себя в роли штурмана, побывали в музее. Мы поняли, почему сотни родителей и абитуриентов в день открытых дверей заполоняют ЧВВАКУШ, а конкурс сюда за последние пару лет существенно подпрыгнул — на какой-то момент нам тоже захотелось поступить сюда учиться. Жаль, девушек не берут в штурманы)
Круто!
*ушел пересматривать «В бой идут одни «старики» =)
НравитсяНравится 1 человек
Такой фильм можно бесконечно пересматривать)
НравитсяНравится
это точно)
НравитсяНравится 1 человек
Славный музей. 🙂
Только хочу Вас поправить. На переднем плане фотки Ту-134УБЛ (остроносый такой), предназначенный для тренировок пилотов Ту-160 и Ту-22М. А вот за ним, похоже, как раз Ту-134ш, использующийся для тренировок штурманов Ту-22М.
НравитсяНравится 1 человек
Спасибо)) тема авиации абсолютно новая для меня, не успевала запоминать за нашим гидом))
НравитсяНравится 1 человек
Ну а я как раз имею отношение к авиации, в частности к Ту-22 и его модификациям. 🙂
НравитсяНравится
Кабинки самолетов уж явно не для клаустрофобов. А я бы хотела там посидеть. 🙂
НравитсяНравится 1 человек
Посидеть там интересно) и как они успевают за всеми этими приборами одновременно наблюдать?!)))
НравитсяНравится 1 человек
А там не надо наблюдать за всеми приборами одновременно. 😉
НравитсяНравится 1 человек
А как — по очереди?
НравитсяНравится
Ага. Во время взлета важна одна часть приборов, во время посадки другая, во время полета третья, во время сброса бомб или запуска ракет четвертая и т.д. 🙂
НравитсяНравится 1 человек
Понятно)) последовательно следишь за разными группами приборов. Спасибо за разъяснения!))
НравитсяНравится 1 человек
Да не за что. 🙂
НравитсяНравится 1 человек
Золотой штурман — это сильно!!!
НравитсяНравится 1 человек
Дааа)) их там два!
НравитсяНравится 1 человек
Второй — это Ленин?)) Он тоже, в некотором смысле, штурман)).
НравитсяНравится 1 человек
Ахаха, Второй — это такой же штурман по другую сторону входа)) типа как львов сажают у крыльца с двух сторон))
А Ленин тоже золотой, да)
НравитсяНравится 1 человек
Штурмана парами? Сакральный смысл или функциональный?
НравитсяНравится
Хм, затрудняюсь даже ответить) скорее всего, для симметрии у крыльца)
НравитсяНравится 1 человек
Симметрия — это смакральный смысл)). Каждый пилот был сначала штурманом)).
НравитсяНравится 1 человек
А там разные штурманы сидят: штурман-навигатор и штурман-оператор систем вооружения. Т.е. один чисто штурман, ведущий самолет по курсу, а второй, по большому счету, ответственный за сброс бомб/запуск ракет, но, при этом, должен предварительно сориентироваться на местности с целью выяснить, то ли он сейчас будет бомбить, что полагается. 🙂
НравитсяНравится 2 людей
Видимо, это и имели в виду создатели создатели скульптур
НравитсяНравится 1 человек
Может быть, конечно, хотя золотой штурман одет в обмундирование времен Второй мировой. 🙂
НравитсяНравится
А во времена Второй мировой был один штурман в самолетах или два?
НравитсяНравится
Один. И ответственный за сброс бомб ему доверял. В случае бомбардировок «союзной авиации» зря доверял, поскольку, в основном, бомбили не то, что надо.
НравитсяНравится 1 человек
Тогда в скульптурах точно несоответствие)
НравитсяНравится 1 человек
Во как?! Военные! Серьезные ребята, зря памятниики не ставят))).
НравитсяНравится 2 людей
Как интересно вы написали об этой экскурсии. Мне кажется, будто я сама там побывала!😁 Очень запомнился макет училища, сделанный руками самих военных:)
НравитсяНравится 1 человек
Большое спасибо! Мне очнень приятно (как и каждому начинающему блогеру), что его читают! это мотивирует и дальше развивать свой блог!)))
НравитсяНравится 1 человек
конкурс тоже по ЕГЭ? на уровне скольки баллов по предметам
НравитсяНравится 1 человек
Да, ребята поступают по ЕГЭ, плюс физподготовка и критерии по здоровью.
Один из курсантов говорил, что надо набрать по математике, например, не менее 60 баллов.
Причем , раньше, лет 5-6 назад эти баллы были намного ниже, а сейчас в связи с большим конкурсом проходной балл потихоньку повышают
НравитсяНравится
5 лет или 4? это по Минобороны?
я был в Бугуруслане, где тоже работало училище — там катастрофа, взлетная полоса уже 12 лет для гонок использовалась
НравитсяНравится
Сейчас наши учатся по 5,5 лет, вуз подчиняется минобру, сейчас нас «слили» с Воронежским училищем.типа оптимизации процесса.
Аэродром в порядке, самолёты тоже для учений относительно новые, а для экскурсантов — старые)
НравитсяНравится
слили а в разряд опорных включили? с финансированием как на объединенный — не в объеме одного прежнего?
НравитсяНравится
Чвваккуш считается филиалом.На финансирование преподаватели не жаловались, не прибавили, но и не убавили) зарплаты у военных преподавателей хорошие, да и пенсии тоже. Во всяком случае, в разы больше, чем у гражданских преподов
НравитсяНравится
дай бог, сейчас оборонка в мейнстриме — хоть где-то кадры сохранятся, а приказ минвуза не насиловать студентов знаниями и вопросами на экзаменах вам же пришел, сегодня видел логопедов из садика — они плюются — там штрафы многотысячные за наказание ребенка — все-таки это зараза дошла до нас бесшумно
НравитсяНравится
Про обычные вузы — Отменили гос.экзамены в вузе, и у нас негласное правило — коммерческих студентов не отчислять, тянуть, хоть с 10долгами по предметам переводить, пусть хоть до самой зашиты диплома долги за первый курс сдает ((
Так у них и мотивации ноль к учёбе, и рычагов воздействия нет — всем дипломы дадут, даже неучам ((
Это я про гуманитарные специальности в моём вузе
НравитсяНравится
короче отработка за прогулы запрещена, запрещено за экзаменах спрашивать больше чем есть в билете, медицинские вузы в шоке — какие врачи получатся?
НравитсяНравится
Ясное дело, да тут не только врачи, и другие специальности — кого выпускаем? Ладно, есть ещё старое поколение преподавателей, которые хорошо учат (потому что по другому они не могут!). А кто будет учить наших детей?(
НравитсяНравится
А про указку это полная ерунда самое надежное для сдачи экзамена выучить материал. Ну попался знакомый билет лентяю, ну пронесло, ездил в отпуск а дальше. Представьте себе ситуацию в воздухе для решения которой нужно знать то, что было в билете, который не успел выучить чо делать будем? А в воздухе ты не один. Вот и будете все хором землю кушать из-за одного недоумка. Это ребята не та профессия где можно сбегать и конспект полистать. Здесь спрос жёсткий. Вот о чем надо помнить
НравитсяНравится
Посмотрел фото — класс! Вспомнил молодые годы в ЧВВАКУШе! Этого никогда не забудешь… ЧВВАКУШ — ДОРОГА В НЕБО! Выпуск 1999 г.
НравитсяНравится