Один день в училище штурманов. ЧВВАКУШ

Сегодня я расскажу о том, как мне удалось побывать в Челябинском Военно-Воздушном училище штурманов (ЧВВАКУШ). Поскольку штурманское училище – закрытый военный объект, попасть туда не так просто и непременно нужно организованной группой. Благо, в нашем городе есть единомышленники –группа Родной край — Южный Урал, которые как и я, любят свою малую Родину  и готовы организоваться в познавательные поездки и походы вот на такие закрытые объекты (совершенно бесплатно!).

В парке, окружающем училище, довольно тихо, из достопримечательностей идеально ровные одинаковые кормушки для птичек и шестиметровый памятник погибшим выпускникам ЧВВАКУШа. Фигура штурмана в полный рост на фоне крыла птицы.

IMG_20170517_134915

Ранее парк  относился к училищу и ухаживали за ним курсанты, теперь он относится к военному городку  и порядка стало «на порядок меньше».

У входа в КПП вагончик – передвижной храм. Судя по замкам на двери и зашторенным окнам – не работает.

Пройдя КПП (все строго, по заранее предоставленным спискам, с паспортами и фейсконтролем), мы попали на территорию училища. Здесь сразу бросается в глаза идеальная чистота и порядок (наверное, как и во всех военных заведениях).

Нас встретил заведующий музеем ЧВВАКУШ – подполковник Андрей Владимирович Пьянков, уникальная  личность, настоящий патриот авиации и своего родного училища.

Первым делом Андрей Владимирович повел нас на аэродром. По пути через территорию  училища мы увидели памятник единственному штурману – дважды Герою СССР Василию Васильевичу  Сенько.

IMG_20170517_140655

И памятник фронтовому бомбардировщику СУ-24М (перед 80-летием  училища его обновили).

IMG_20170517_180444

Не памятники, а настоящие учебные самолеты ТУ-134ш ждали нас на летном поле.

На фото справа — учебные ракеты. Всего 3 кг тротила и эффект фейерверка, но на земле все равно их нужно трогать аккуратно. На самолет крепятся от 8 до 12 учебных ракет, учебные полеты курсанты ЧВВАКУШа совершают и днем, и ночью.

Внутри учебного самолета ТУ-134 стоят парты и множество различных приборов.

А это место штурмана–бомбардира, именно он управляет сбросом ракет. По словам бывалых штурманов – место, где прощаешься со своим позвоночником. Действительно, для людей с ростом выше среднего пространства довольно мало.

IMG_20170517_150753

Но по сравнением с местом штурмана, у бомбардира просто полигон! Чтобы посидеть там, мне пришлось реально вползать  скрючившись (при том, что мой  рост средний). Интересно, на новых моделях, больше пространства?

По словам ребят-курсантов сначала внутрь забрасывается штурманский портфель, а затем на корточках, «гусиным шагом» сам. Сложнее назад, поскольку на ступеньку подняться надо, поэтому удобнее всего на четвереньках. На  выдвижном столике могут поместиться карты или поднос с обедом.

Pj2BS0NALpU

Отсек с подвесными системами экипажа.

IMG_20170517_152112

После изучения внутренностей ТУ-134Ш мы отправились в сторону музея. Прогулка средней скоростью от летного поля до училища занимает 25 минут.

По пути посмотрели процедуру заправки самолета горючим и узнали, где у самолетов топливные баки.

Для справки, аэропорт штурманского училища называется Шагол – по названию ближайшего поселка и железнодорожной станции. При Николае I эти территории были пожалованы польским крестьянам, так на Урал пришли польские переселенцы. Они основали Хутор Польский, а глава хутора носил фамилию Пшцсеголь, что для русского человека совершенно непроизносимо. Потихоньку название стало более благозвучным «Шагол». Кстати, непроизносимое польское слово имеет еще одно значение — «особый, единственный, в своем роде» (сццеголны).

Штурманское училище появилось в Челябинске в 1936 году, на ровном месте – то есть не было заранее построенных зданий, все начиналось  в буквальном смысле «с нуля». Формирование школы было поручено полковнику Эдуарду Юрьевичу Лепину. Первыми курсантами были студенты высших учебных заведений, которые хотели летать. И вот, представьте себе картину – 270 будущих штурманов приезжают на учебу, а из встречает ровное поле. И только благодаря самоотверженности и личной харизме полковника Лепина, удалось в сжатые сроки приступить к учебному процессу. Ведь важно было не только укомплектовать преподавательским составом и техникой, но и элементарно одеть в форму и создать минимум бытовых условий для новобранцев. Благодаря «товарищеской помощи»  Танковой дивизии из соседнего Чебаркуля удалось экипировать курсантов (хотя первые недели все ходили в чем придется, кто в старом, кто в гражданской одежде, что неприемлемо).

По обе стороны у входа в Музей ЧВВАКУШ посетителей встречают золотые скульптуры штурманов.

IMG_20170517_155523.jpg

Музей ЧВВАКУШа был создан в 1958 г. как комната Боевой славы 15-й военной школы летчиков-наблюдателей, сейчас площадь музея порядка 360 кв. метров, включает 7 залов: училище довоенного периода, училище в годы Великой Отечественной войны, училище с 1946 г. по н.в., Челябинское ВВАУШ как пространство гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи, авиационная техника и вооружение, итоги деятельности училища за период с 1936 г. по настоящий момент. Если детально изучать каждый экспонат, то не хватит целого дня.

Составляющей музея является выставка кафедры «Боевое применение авиационного вооружения».

IMG_20170517_161106

Макеты ракет выставлены в холле, можно подойти, смотреть, трогать и фотографироваться в обнимку.

Золотой Ильич гордо охраняет музейное пространство.

IMG_20170517_161822.jpg

Первый зал посвящен родному краю – Южному Уралу. Поскольку многие из курсантов – приезжие, важно, чтобы они знали край, которому служат. В этом зале для них проводятся занятия по истории и истории родного края. Андрей Владимирович показал нам деревянную указку учителя – ей больше 50 лет (словно из старых советских фильмов про школу!). Так вот, у курсантов есть примета — если хочешь сдать экзамены на отлично надо подержаться за эту указку.

Плакаты на стенах кратко и по существу (в картинках) рассказывают историю Южного Урала и Челябинска, в частности. С момента возникновения крепости и до наших дней.

В этом же зале плакаты с историей воздухоплавания – первые изобретатели самолетов, первые летчики и первые штурманы. Кстати, слово «штурман» долго не приживалось в авиации.

В центре зала – миниатюрное представление штурманского училища, авиабазы. Все объекты сделаны руками военными авиабазы и учащимися курсантами ЧВВАКУШа.

На фото ниже — доска, которая ранее висела на входе в училище. Теперь, после «гениальных» реформ по «оптимизации военных образовательных учреждений»  наше училище непонятно зачем объединили с Воронежем (!). Формально мы стали филиалом Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Однако весь преподавательский состав и выпускники, а также те, кто связан с авиацией надеются, что когда-нибудь  разумное восторжествует у наших реформаторов и табличка снова вернется на свое законное место.

Кстати, штурманское училище в Челябинске —  единственное учебное заведение в Российской Федерации, осуществляющее подготовку военных штурманов и офицеров боевого управления для всех родов авиации Министерства Обороны Российской Федерации (армейской, военно-транспортной, дальней, истребительной, морской и фронтовой бомбардировочной).

IMG_20170517_170108

В зале воинской славы – боевые трофеи, знамена, портреты штурманов – героев ВОВ.

И вот совпадение – буквально неделю назад в Краеведческом музее Южноуральска я видела огромный глобус – подарок музею от Центра подготовки космонавтов, ( статья О мамонтах и космонавтах Южноуральска ). А в ЧВВАКУШЕе мы увидели его «брата-близнеца».

IMG_20170517_170225

Поскольку глобус был выпущен во времена СССР, от руки красным фломастером на нем написали «Россия». Также красным маркером отмечены маршруты выдающихся летчиков России.

Самое интересное — контактный зал. Здесь все экспонаты можно трогать, а в центре —  кабина фронтового бомбардировщика СУ-24М. В нее можно залезть и потрогать все рычажки-кнопочки. В двухместной кабине СУ-24М пульты управления для летчика и штурмана дублируются. А вот контроль за вооружением у каждого свой: пушкой распоряжается летчик, а за бомбометание отвечает именно штурман.

vms12

Фото Яны Дерновой

Здесь же представлен бортовой аварийный самописец, попросту именуемый «черным ящиком», – на самом  деле он оранжевый.

Двигатели,  приборы от различных моделей самолетов, и ракеты — также в свободном доступе.

После музея мы прошли в казармы. Сказать, что там идеальная чистота и порядок – значит ничего не сказать. Все вещи аккуратно подписаны фамилиями курсантов, невозможно запутаться. В тумбочках идеальный порядок, на покрывалах ни одной складочки. Конечно, тем, кто отслужил в армии, это не диковинку, но, например, женская часть нашей группы удивлялась и восхищалась, как может быть такой идеальный порядок в комнате, где проживает несколько десятков парней?  ))

На фото справа – небольшой музей в одной из казарм – модели техники, собранные курсантами и интересные вещи военных лет, например, немецкая каска образца 1940-х, найдена в поисково экспедиции одним из бывших курсантов.

Домой мы возвращались полные восторгов: посидели в кабине самолета, почувствовали себя в роли штурмана, побывали в музее. Мы поняли, почему сотни родителей и абитуриентов в день открытых дверей заполоняют ЧВВАКУШ, а конкурс сюда за последние пару лет существенно подпрыгнул — на какой-то момент нам тоже захотелось поступить сюда учиться. Жаль, девушек не берут в штурманы)

 

Реклама

39 Comments

Add yours →

  1. Круто!
    *ушел пересматривать «В бой идут одни «старики» =)

    Нравится 1 человек

  2. Славный музей. 🙂
    Только хочу Вас поправить. На переднем плане фотки Ту-134УБЛ (остроносый такой), предназначенный для тренировок пилотов Ту-160 и Ту-22М. А вот за ним, похоже, как раз Ту-134ш, использующийся для тренировок штурманов Ту-22М.

    Нравится 1 человек

  3. Кабинки самолетов уж явно не для клаустрофобов. А я бы хотела там посидеть. 🙂

    Нравится 1 человек

  4. Penelopa Urgumova 05/20/2017 — 12:09

    А как — по очереди?

    Нравится

  5. Золотой штурман — это сильно!!!

    Нравится 1 человек

  6. Как интересно вы написали об этой экскурсии. Мне кажется, будто я сама там побывала!😁 Очень запомнился макет училища, сделанный руками самих военных:)

    Нравится 1 человек

  7. конкурс тоже по ЕГЭ? на уровне скольки баллов по предметам

    Нравится 1 человек

    • Penelopa Urgumova 06/01/2017 — 22:46

      Да, ребята поступают по ЕГЭ, плюс физподготовка и критерии по здоровью.
      Один из курсантов говорил, что надо набрать по математике, например, не менее 60 баллов.
      Причем , раньше, лет 5-6 назад эти баллы были намного ниже, а сейчас в связи с большим конкурсом проходной балл потихоньку повышают

      Нравится

      • 5 лет или 4? это по Минобороны?
        я был в Бугуруслане, где тоже работало училище — там катастрофа, взлетная полоса уже 12 лет для гонок использовалась

        Нравится

        • Penelopa Urgumova 06/01/2017 — 22:58

          Сейчас наши учатся по 5,5 лет, вуз подчиняется минобру, сейчас нас «слили» с Воронежским училищем.типа оптимизации процесса.
          Аэродром в порядке, самолёты тоже для учений относительно новые, а для экскурсантов — старые)

          Нравится

          • слили а в разряд опорных включили? с финансированием как на объединенный — не в объеме одного прежнего?

            Нравится

            • Penelopa Urgumova 06/01/2017 — 23:04

              Чвваккуш считается филиалом.На финансирование преподаватели не жаловались, не прибавили, но и не убавили) зарплаты у военных преподавателей хорошие, да и пенсии тоже. Во всяком случае, в разы больше, чем у гражданских преподов

              Нравится

              • дай бог, сейчас оборонка в мейнстриме — хоть где-то кадры сохранятся, а приказ минвуза не насиловать студентов знаниями и вопросами на экзаменах вам же пришел, сегодня видел логопедов из садика — они плюются — там штрафы многотысячные за наказание ребенка — все-таки это зараза дошла до нас бесшумно

                Нравится

                • Penelopa Urgumova 06/01/2017 — 23:11

                  Про обычные вузы — Отменили гос.экзамены в вузе, и у нас негласное правило — коммерческих студентов не отчислять, тянуть, хоть с 10долгами по предметам переводить, пусть хоть до самой зашиты диплома долги за первый курс сдает ((
                  Так у них и мотивации ноль к учёбе, и рычагов воздействия нет — всем дипломы дадут, даже неучам ((
                  Это я про гуманитарные специальности в моём вузе

                  Нравится

                  • короче отработка за прогулы запрещена, запрещено за экзаменах спрашивать больше чем есть в билете, медицинские вузы в шоке — какие врачи получатся?

                    Нравится

                    • Penelopa Urgumova 06/03/2017 — 19:13

                      Ясное дело, да тут не только врачи, и другие специальности — кого выпускаем? Ладно, есть ещё старое поколение преподавателей, которые хорошо учат (потому что по другому они не могут!). А кто будет учить наших детей?(

                      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Очевидное, но недоступное

Навожу порядок в голове.

Крыжовка. Железнодорожник

мы любим нашу Крыжовку и делаем все, чтобы у нее было будущее

The Happy Moose

Личный блог о Канаде

Coffee-Klatsch

Restaurants review by Kristina Janchauskas

xadventure

photos travel sport activities

getenglish

английский язык

readmylabios

...Читай по губам

БЛОГ АЛЕКСЕЯ БАСЫЛАЕВА

МИР МОИМИ ГЛАЗАМИ

Артем Коваленко

Пишу о том, как я управляю своей жизнью как компанией

%d такие блоггеры, как: