Спектакль екатеринбургского драматурга Ивана Андреева в исполнении «Центра ненормативной лирики и жеста» в буквальном смысле взрывает мозг.
Сразу скажу, если кто ходит в театр исключительно на Кальмана, Бизе, «Лебединое озеро» и прочую классику, а также привык видеть на сцене постановки в стиле времен «привет от Брежнева», спектакль вам не понравится.
Слишком много реальности, слишком много узнаваемой «правды жизни», неприглядной, неромантичной. Никакой «ванили», только хардкор. Несмотря на двусмысленное название Центра, в спектаклях нет мата, артисты не курят на сцене и не демонстрируют сцены жестокости, насилия и обнаженки.
Известно, что лирика – это воспроизведение субъективных чувств и переживаний. Ненормативная лирика – значит, максимально честно о том, чем мы все живём и что чувствуем. Без норм и ограничений, – так команда объясняет необычное название.
Хотя текст пьесы «Моя жена – Сталин» весьма брутален (жанр режиссер определяет как «Стэндап-комедия»), он о сегодняшнем дне, все по-честному. Никаких декораций, костюмов (кажется, что артисты, в чем из дома пришли, в том и на сцену вышли), только игра света и звукоряд. Звук подобран отлично, местами просто пробирает до мурашек.
В основе сюжета реальная история: женщина взяла кредит, чтобы, «заказать» мужа-изменника киллеру (по словам драматурга Ивана Андреева, сюжет пьесы он взял из новостей. В Екатеринбурге действительно произошел случай, – женщина взяла кредит, чтобы нанять киллера для убийства мужа, а когда ей отказывают в большей сумме, она попыталась ограбить киоск микрозаймов), при подготовке пьесы обнаружилось еще несколько десятков таких историй по всей стране.
Жена-тиран («Сталин») настолько хорошо раскрыта актрисой Юлией Фищуковой, что начинаешь ее просто ненавидеть к концу пьесы. А бесхребетный муж-подкаблучник вначале вызывает сочувствие, а затем презрение, мол, действительно, заслужил себе такую бабу в жены. Единственный протест в его жизни сводится к измене и то, «если бы жена не подтолкнула, ничего бы не было»!
Третий персонаж пьесы – киллер, а точнее, опустившийся алкоголик, работающий охранником. Весь в долгах, но начитанный, вызывает смешанные чувства. Кажется, вот он – единственный разумный человек в этом паноптикуме. Но за философскими рассуждениями скрывается слабый человек, который не может подняться со дна социума (типаж – петербургские бомжи, которые читают книги и в реальности оказываются спившимися бывшими писателями \ поэтами \ иными представителями интеллигенции).
Но спектакль отнюдь не о семейных перипетиях, герои проводят аналогию семья — государство. Где муж – это Президент, а жена – народ: «А когда у нас народ власть любил?!». Однако по ходу спектакля и семейной жизни роли меняются. Жена становится властью, а муж – народом. И наступает тирания. Щенячья любовь мужа олицетворяет патриотизм, он готов дать киллеру прострелить себе ногу из любви к жене, слепой патриотизм превращает некогда мыслящего человека в раба.
Но нет! Муж-патриот своей жены, унижаемый и оскорбляемый ею, хочет вспоминать только хорошее: первая встреча, первое свидание, первые дни супружества (так же, как и народу прокручивают достижения, которые были ранее, исторические даты и победы, мол, вот какими мы были классными тысячу лет назад!).
Семья и государство – это системы, нежизнеспособные в условиях тотальной несвободы, а «патриот – это игрушка в руках властителей и орудие в руках завоевателей», – цитирует кого-то из великих охранник-киллер.
Финальная сцена, когда жена осыпает мужа оскорблениями, а он «Лина, я вот тебе колбаски принес, как ты любишь, чаю зеленого…», все в точности про нашу реальность – мы исправно платим налоги, «угождаем властьимущим», а в ответ получаем оскорбительно-нищенские пенсии, разбитые дороги, разворованную казну — перечислять можно долго.
Собственно, спектакль поднимает серьезный вопрос: возможно ли построить семью или государство в условиях тотальной несвободы? Ответ на него дается героями – без любви не построишь ни семью, ни государство.
После спектакля режиссер Борис Черев выходит в зал и предлагает слушателем задать вопросы, обсудить пьесу, попить чай с печеньем. Высказать критику, замечания, предложения. Если кому-то настолько не понравился спектакль, можно даже забрать деньги (никто не забрал).
Премьера спектакля состоялась 29 января 2017 года, спектакль прошел всего несколько раз, но уже собрал бурные отзывы в соцсетях и местных СМИ – от резкой критики до восторгов. Положительных отзывов больше – все-таки искусства должно быть много – и разного. И классика, и современные постановки. Для нашего города Центр ненормативной лирики – это новое слово в театре, в драматургии, безусловно радует, что у нас ставят современные пьесы со смыслом. Чтоб не только отдохнул и насладился спектаклем, но и задумался.
Мое личное впечатление – после спектакля пьеса долго «не отпускает», хочется говорить и делиться впечатлением.
Сам Центр ненормативной лирики вырос из проекта «Читки», организованного артистами Молодежного театра в январе 2015 года. Постепенно к проекту присоединились артисты из других театров. По словам артистов, читка предполагает всего 1-2 показа на зрителя, актерам и режиссерам жалко расставаться со своим созданием, но продолжать существование оно может лишь в виде законченного спектакля. Таким полноценным дебютом стала постановка Бориса Черева «Моя жена – Сталин» по пьесе екатеринбургского драматурга Ивана Андреева.
В октябре 2016 команда открыла новый сезон. Название «Читки. Челябинск» уже перестало быть актуальным, и актеры предложили подписчикам группы в соцсети проголосовать за разные варианты. Так и родилось название «Центр ненормативной лирики и жеста».
У проекта нет закрепленной труппы, и актеры с режиссером работают на чистом энтузиазме, экспериментируют, пытаясь развивать в нашем городе современное театральное искусство, за что им огромная благодарность и респект.
Интересно) Я когда-то постил ту новость по работе. На самом деле много таких новостей – сюжеты достойные экранизации. А тут спектакль.. Это сложнее сделать.
НравитсяНравится 1 человек
Да, пьеса не так давно написана, поэтому актуальность не утратилась, к тому же стиль лёгкий, хорошо воспринимается ирония и шутки современные))
НравитсяНравится
На спектакль точно не пойду, ибо не терплю ненормативной лексики или даже эвфемизмы, её прикрывающие.
Сюжет более чем убогий и заурядный и его «художественное воплощение» столь же жалкое и банальное.
Что касается мужа-подкаблучника, то вспоминается афоризм Пани Терезы или какой-то другой остроумной Пани:
«Каждый мужчина получает то, чего он заслуживает. Остальные остаются холостяками»
Понравилось только одно: Ваше описание спектакля!
Неясно также, как можно связаться с автором, минуя рецензии. Пытался через Твиттер — система меня отвергла, Фейсбук — сам брезгаю, а через электронную почту — письма не доходят.
С признательностью Ваш Эспри
psitimespsi@yandex.com
НравитсяНравится