«Музыкальный трактор, идущий на смену сохе»

Так описывали терменвокс музыкальные критики на заре его появления.

Вчера мне удалось побывать на лекции-концерте Петра Термена «Терменвокс: от Ленина до Led Zeppelin»,  которая проходила в рамках Фестиваля науки «Кстати».

Признаюсь в своем невежестве, но до вчерашнего дня про терменвокс и принципы его работы имела смутное представление (только, что им озвучивают фильмы ужасов), поэтому и заинтересовалась мастер-классом. Тем более, Петр Термен является правнуком Льва Сергеевича Термена – изобретателя.

Название «терменвокс» происходит от «Термен» — фамилия, а «вокс» — голос. Буквально «голос Термена». Корреспондент газеты «Известия» решил, что терменвокс — самый настоящий голос Термена, потому что больше всего этот инструмент напоминает человеческий голос. Сам Лев Сергеевич назвал свое изобретение «эфирофон», то есть более скромно и менее понятно.

Принцип работы терменвокса основан на изменении емкости электромагнитного поля. От изменения  расстояния от рук исполнителя до двух антенн меняется частота звука (ближе — тише, дальше — громче).  Вертикальная антенна задает тон, а боковая антенна в виде подковы отвечает за громкость. Как заверил Петр Термен, чтобы играть на терменвоксе не обязательно получать музыкальное образование – достаточно лишь иметь хороший слух.

13_56

Биография изобретателя терменвокса – Льва Сергеевича Термена не менее интересна, чем его изобретение.

Лев Сергеевич родился в Петербурге в 1896 году в семье православных дворян французов. Русское имя «Лев» во время зарубежных поездок весьма удачно трансформировалось во французское «Леон», поэтому на автографах и документах часто можно увидеть двоякое написание имени.  Получив прекрасное образование в гимназии и в консерватории по классу виолончели, Лев Сергеевич увлекается точными науками и поступает в университет на факультет астрономии и физики. Два увлечения – музыка и физика слились послужили основой для изобретения терменвокса. В это время Лев Сергеевич работал в Физико-техническом институте в Петрограде под управлением известного физика Абрама Иоффе.

В 1921 году состоялась презентация терменвокса в московском Политехническом институте. А через год Льву Сергеевичу позвонили. Звонивший сообщил, что он исполняет обязанности наркома культуры, и добавил, что Ленин очень интересуется инструментом и сигнализаций (которая тоже была представлена в Политехе) и ждет изобретателя в Кремле. На следующий день состоялась знаменитая презентация терменвокса в Кремле.

Репертуар состоял из «Аве Мария», ноктюрна Шопена, романса “Не искушай меня без нужды”.

Lev-Termen

Как описал в воспоминаниях сам Лев Сергеевич: «Во время игры очень интересно было следить за выражением лица Владимира Ильича: оно менялось в зависимости от характера фраз. Если фраза минорная — у него лицо делалось печальным, а если часть мажорная — у него лицо было радостное.
После каждой вещи он сильно аплодировал. А после “Жаворонка” Глинки, ему захотелось попробовать самому. Он подошел к инструменту, я встал сзади, взял его за правую и левую руки, чтобы можно было ими двигать вперед и назад. И так, “в четыре руки”, мы сыграли с Лениным “Жаворонка»».

В дальнейшем шутили, что «Лев Термен – единственный человек, который управлял руками Ленина».

После презентации в Кремле  Ленин отправил Термена по Советскому Союзу с концертной программой — с лекциями об устройстве этого инструмента и с его демонстрацией. Собственно, изобретение инструмента очень хорошо вписывалось в модную тогда идею электрификации всего, чего можно; идея электрифицированной музыки имела абсолютный успех — то есть выяснялось, что даже музыку можно электрифицировать.

Лев Сергеевич в течение нескольких лет ездил по СССР и демонстрировал инструмент — как гласит история, он объехал более 100 городов, демонстрируя терменвокс.

12-32tumblr_nrvtfiBLLm1qmdq74o1_500

Что интересно терменвокс в то время (1920-е) не произвел среди населения какой-то особой паники. То есть казалось бы — подходит человек, машет руками, производит какие-то звуки — это определенно магия, определенно что-то зловещее, что-то нехорошее. Но упоминаний того, что это кого-то испугало, мы не встречаем нигде. Хотя демонстрация радиоприемника в деревнях вызывала панику и сопротивления радиофикации (известны случаи, когда в деревнях в Сибири крестьяне отчаянно сопротивлялись установке радио). Причина того, что терменвокс никого не испугал, в том, что его звук настолько органичен человеческому уху.

В 1927 году Лев Термен представил свое изобретение на Международной ярмарке во Франкфурте, а затем в Париже, в Гранд-Опера. Французские газеты писали, что разгонять толпу желающих увидеть чудо – терменвокс приходилось с помощью полиции. «В Париже только и разговоров, что о Льве Термене» — писал Стравинский. Затем Термен отправился в США, где прожил 10 лет.

Первый профессиональный исполнитель на терменвоксе появился в 1920-х годах – Константин Ковальский. Сам Лев Сергеевич не считал профессиональным исполнителем, — он считал себя демонстратором и лектором.

Константин Ковальский обучался в Петербургской консерватории по классу виолончели, но повредил руку. О музыкальной карьере можно было бы забыть, если бы не терменвокс. Константин Ковальский начинает выступать с терменвоксом, когда Лев Сергеевич, собственно, уезжает из России на гастроли. Ковальский заменяет Льва Сергеевича и становится единственным исполнителем в Советском Союзе — до 1954 года.

На фото слева — Константин Ковальский, на фото справа — Термен и Ковальский (1925 год).

В США у Термена появляется много учеников и некоторые даже дают гастроли по стране. Один из них Миша Тулин, русский пианист-виртуоз, приехавший в США. К сожалению, записей Миши Тулина не сохранилось.

В 1930 году Лев Сергеевич продает упрощенную схему терменвокса американской корпорации RCA — она начинает серийный выпуск инструмента. Выпускается около 500 штук, разворачивается гигантская рекламная кампания, и появляется новое направление у исполнителей терменвокса — терменвоксисты-демонстраторы. RCA делает акцент на том, что любой человек может легко и просто научиться играть на терменвоксе. Поэтому демонстраторы играли не классику — а популярные американские и английские песенки. Но тут в США началась Великая депрессия и стало как-то не до терменвокса, продажи упали.

На фото — один из первых терменвокс-ансамблей: терменвокс, термен-виолончель, термен-клавиатура.

electrio

Одной из наиболее ярких исполнительниц считается Клара Рокмор. Она начала играть на терменвоксе в середине 1930-х и до сих пор считается виртуозом инструмента, человеком, который вдохновляет всех исполнителей, играющих сейчас.

tumblr_o7lapqphTS1ux4g9lo1_500

В 1945 году начинается новый виток популярности терменвокса — он попадает в поле зрения голливудских кинематографистов. Первый фильм, в котором звучит терменвокс, — картина Альфреда Хичкока «Завороженный». Играет на терменвоксе Сэмюэль Хоффман, который был музыкантом, но по основной профессии врач и на протяжении всей жизни оставался врачом. Кстати, Хоффман первым стал играть джаз на терменвоксе.

Далее последовали фантастические фильмы и фильмы ужасов. Звуки терменвокса приобретают репутацию, которая диктуется, собственно, сюжетами этих фильмов.

Примерно в это же время компания Moog начинает выпуск терменвоксов. Она позиционирует их как профессиональные инструменты, но, несмотря на это, инструмент начинают использовать как шумовой. У нас нет данных о концертной деятельности начиная с 60-го года и до, пожалуй, конца 80-х, когда терменвокс использовали бы как инструмент музыкальный. В этот период он используется как инструмент, на которым можно пошуметь, издать различные звуковые эффекты — собственно, в таком качестве он известен в творчестве Led Zeppelin, которые выступали очень часто с этим инструментом, добавляли к нему эхо — в итоге он звучал наподобие электрогитары. В свое время использовали его и The Beatles в одной из своих записей. На самом деле, очень много музыкантов его использовали — в том числе в одной из композиций Pink Floyd он засветился, — и использовали они его именно как шумовой инструмент. Потому что самое простое, что можно делать на терменвоксе, впервые подойдя к нему — это помахать рукой: будет такой зловещий, страшный звук. Если добавить к нему эхо, будет зловещий, страшный, объемный звук, что уже привлекает рокеров.

Если говорить о достаточно любопытных исполнителях на терменвоксе до 50-х годов, — в России единственным исполнителем был Константин Ковальский (о котором мы уже говорили выше), а в Европе единственным исполнителем себя позиционировал музыкант, артист и перформер Музайро (Musaire).

Он модернизировал свой терменвокс — оторвал ножки, а подставку поместил на столик на колесиках, чтобы удобно было выкатывать инструмент на сцену. Левая антенна у этого инструмента отсутствовала; вместо нее был небольшой проводочек и кнопочка, который он регулировал стакатто и выключал звук. Педаль отвечала за громкость.

4158496_271143463.jpg

Музайро был экстравагантной личностью и любил перфомансы. Он на каждом представлении предлагал подойти к его терменвоксу и посмотреть, что там внутри. Он открывал терменвокс — и внутри зрители обнаруживали вовсе не провода и лампы, как оно должно было быть, а набор спиртных напитков.

На своих концертах Музайро демонстрировал полный набор звуковых эффектов, который мог воспроизвести терменвокс. Собственно, этими звуковыми эффектами как раз в перспективе Led Zeppelin и стали пользоваться.

С начала 1970-х терменвокс использует для записи своих альбомов Жан-Мишель Жарр, который  вроде бы попадает в ноты, а вроде бы и нет, но в то же время мы понимаем, что это неважно, что его композиция несет такой междунотный характер. Мы получаем именно эмоцию.

Важная веха, связанная тоже с популярной музыкой — это запись The Beach Boys «Good Vibrations», где используется таннерин (электрический терменвокс). Инструмент, изобретенный Полом Таннером на основе терменвокса.

Использование терменвокса в блюзе началось с другого исполнителя — с Поля Липмана. Собственно говоря, о Поле Липмане известно мало — сохранилось только несколько записей, где он играл.

В середине 1960-х терменвокс попал в музыку СССР.  Константин Ковальский, который до конца своей жизни (в 1976 году умер), выступал с концертами, а с 50-х начал играть с ансамблем Мещерина, с которым записал несколько композиций. Одна из таких композиций — «Фантазия на перуанские темы», которая была написана специально для Хрущева. Это имитация голоса Имы Сумак (известная перуанская певица с невероятным голосовым диапазоном), которая в то время гастролировала по СССР и которую Хрущев сильно любил.

В 1954 года Лев Сергеевич выходит из секретной службы, куда он попал, — сначала он был в лагерях, а затем работал на секретные службы.

Также он получил Сталинскую премию за создание подслушивающих устройств (что, впрочем, не избавило его от лагерей и репрессий). В числе изобретений Термена множество автоматических систем: автоматические двери (которые теперь в каждом супермаркете), сигнализации, охранные устройства и даже первая телевизионная система.

Любопытная история: в 1945 году послу США Авереллу Гариману дети Артека подарили панно из ценных пород дерева с изображением Большой печати США, а в панно было вмонтировано подслушивающее устройство  «Златоуст» (разработка Термена).  Восемь лет «жучок» позволял подслушивать разговоры в рабочем кабинете посла.

Выйдя из подполья Лев Сергеевич начинает восстанавливать терменвоксы, делать новые модели, и с 1970 года — соответственно, на протяжении всего этого времени он выступает на различных конференциях и так далее, вместе с ним на концертах выступает его дочь Наташа Термен.

И с начала 90-х развитие терменвокса приобретает совсем уже хаотичный характер — сейчас в мире тысяча терменвоксистов. Среди моделей терменвокса опять же нет какого-то единого стандарта звука; например, у терменвокса Moog, на котором перед нами выступал Петр Термен, немножечко сухой и пронзительный звук. Инструменты самого Льва Термена и инструменты фабричные и сделанные другими людьми по звуку и по музыкальным выразительным способностям отличаются достаточно сильно.

В настоящее время инструменты сделанные Львом Сергеевичем в нерабочем состоянии.

 

IMG_20170419_180105

Сложно ли научиться играть на терменвоксе? — спросил кто-то из зрителей. Сложность в том, что музыкант должен на слух контролировать высоту тона и громкость. Для того, чтобы научиться играть гамму на терменвоксе нужно пару недель, как минимум. Обучают искусству игры на Терменвоксе в Москве в Термен-Центре, сам Петр Термен. Для тех, у кого нет географической возможности, как говорится, Youtube  в помощь.

 

 

 

Реклама

17 Comments

Add yours →

  1. Интересная история. Я думал, что этот инструмент загнулся вскоре после его изобретения. А он, оказывается, вполне себе использовался рокерами и электронщиками.
    А вообще, забавный аппарат. Я себе такой спаял, когда учился в восьмом классе, вроде. По схеме из Юного техника, кажется. Правда, звуки, которые я извлекал из этого инструмента, годились для саундтрека к фильмам про привидений. 🙂

    Нравится 2 людей

    • Penelopa Urgumova 04/21/2017 — 10:59

      На лекции показывали фото из старых журналов 1930-х гг «Радио сами» и более поздних, типа Юный техник, там были схемы терменвокса для сборки в домашних условиях и письма читателей, которые собирали терменвоксы дома или в радиокружках при школе))
      А про звуки — Петр Термен так и сказал, что при прямых руках и понимании принципов работы можно собрать инструмент и дома, но вот не факт,что звук будет таким как надо)))

      Нравится 1 человек

  2. Сплин использует терменвокс (по крайней мере на концертах)

    Нравится 1 человек

  3. Вот про ZAZ не знал. Дальше уже всякая кзотика вспоминается типа Theodor Bastard, например.
    Кажется, у вас не настроены комментарии глубже третьего уровня;)

    Нравится 1 человек

  4. Обалдеть!!! я про терменвокс узнал только от Led Zeppelin. Спасибо за обучение !!!

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Vintage Chic

Винтажные Украшения

Наблюдателям звездного неба

Элементарная и практическая астрономия на любителя

FACTS & NEWS

Главные новости TOP-News 24/7

ГРУППА КОМПАНИЙ СОЦИОГЛОБУС | SOCIOGLOBUS GROUP

МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ | YOUTH OF RUSSIA IN GLOBAL WORLD

FLAWLESSMOVE

is all about fashion, food and travel

valeology

Beauty ☞ Detox ☞ Longevity ☞ by Elen Obabkova

%d такие блоггеры, как: