Экскурсия на вагонное депо

Вот так живешь в своем городе и не  знаешь, сколько вокруг всего интересного и увлекательного. Например, железная дорога – настоящее государство в государстве. Со строгим порядком, своими правилами и преемственностью поколений. Мне всегда хотелось узнать, что скрыто от глаз пассажиров поездов и вот, наконец, удалось организовать экскурсию в музей вагонного депо.

В Челябинске два депо – локомотивное и вагоноремонтное, каждое является отдельной структурой. Причем, до 1930-х годов эти депо были абсолютно самостоятельны, подчинялись разным управляющим структурам и финансировались из разных источников. Зачастую, работающим там людям трудно было согласовать свои действия.

В вагонном депо до 1960-х практически не было автоматизации – вагоны поднимали очень просто – веревками и мускульной силой рабочих. Архивные фотографии подъема вагона с помощью лебедки очень напоминали рисунки учебника истории «Строительство египетских пирамид». Тогда как у локомотивного депо был подъемный кран и  другая техника. Как только эта техника устаревала – ее не утилизировали, а передавали в вагонное депо. Как говорится: «дай боже, то, что вам не гоже».

В общем, конкуренция между двумя депо существовала в те времена, существует (негласно) и по сей день.

Попасть в музей вагонного депо не так-то просто – он находится на закрытой территории, все-таки режимный объект. Пускают туда только организованные группы на экскурсии и по предварительному заявлению с проверкой документов. Благодаря нашему организатору, все бумажные вопросы мы решили оперативно, за пару недель.

Первое, что мы видим на территории депо – это узкоколейный паровоз С 157-24 на постаменте. Правда, он относится к музею локомотивного депо, который расположен через дорогу. Разумеется, оба депо находятся рядом с вокзалом и, соответственно, недалеко друг от друга.

Еще один уличный экспонат — макет первого в мире паровоза, сконструированного в 1804 году.

IMG_20170412_155724

Немного истории: первый поезд прибыл в Челябинск в 1892 году (вначале была построена Самаро-Златоустовская железная дорога —  возить железную руду из горно-заводской зоны, а спустя 2 года дорогу построили и до Челябинска). С 1982 года начинается новый виток в развитии Челябинска — развитие торговли, рост численности населения, что, в свою очередь повлекло за собой строительство школ, гимназий, училищ и т.д.

Покопавшись в архиве, нашла фото вагонного сарая конца 1890-х.0_ab8d4_64023391_XL

Видимо, мастера в XIX веке строили на совесть, потому что это здание до сих пор в рабочем состоянии, заменили только крышу. В настоящее время там расположен вагоносборочный цех.

Вот так здание выглядит сегодня (каменная кладка сделана на совесть). Фотографировать внутри, к сожалению, запрещено.

 

А это здание вагонного депо.

0_b7ae3_304e1692_orig

Одна из мемориальных табличек гласит, что в 1941-42 годах в этом здании были построены пять бронепоездов. Строительство бронепоездов — настоящий подвиг : во-первых, нужно было уложиться в рекордно сжатые сроки, а во-вторых, не было опыта такого строительства, в буквальном смысле методом проб и ошибок собирали бронепоезда. Огромные цельные листы стали (3х4 метра) привозили из Магнитогорска с Металлургического комбината (т.к. ЧМК еще не был оборудован под такое производство)  — специального транспорта для перевозки тоже не было, зачастую листы везли несколько дней (расстояние всего 275 км). Далее эти листы разрезали сваркой и обшивали вагоны, опять же, все делалось вручную, в суровых климатических условиях уральской зимы.

Поезда были построены в срок, задача выполнена. Но, как оказалось, для войны они неэффективны — если взрывают рельсы поезд остановился, переместить его невозможно. Поэтому поезда стали  использовать для защиты городов (строили рельсы и, поезд, перемещаясь, осуществлял атаки из орудий, расположенных внутри вагонов).

Судьба бронепоездов печальна — они не сохранились целиком, отдельные вагоны стали достоянием музеев по всей стране.

А это схема маршрутов перемещения поездов по территории депо, а также схемы перемещения рабочих бригад.

0_b7aec_97d1816a_orig

Музей вагонного депо небольшой, но экспонатов очень много.

Рельс Белосельского, датирован 1894 годом. На нем есть даже клеймо Катав-Ивановского завода, которое ставилось на рельсы — Катавские заводы князя Белосельского месяц, год. Рядом был еще Усть-Катавский завод, но рельсы делались только на Катав-Ивановском заводе.

IMG_20170412_172153

А это букса с роликовыми подшипниками. Каждый, кто хоть раз ездил на поезде, обращал внимание, как на станциях служащие ходят со специальным молоточком и стучат по буксе. Зачем? Затем, чтоб знать, не отвалился ли болт с крепления (если да — то раздается «ответный» стук и тогда вагон снимают с пути на ремонт). Если все в порядке, то мы слышим только одинарный звук. Кажется — легко, но на самом деле, чтоб разобраться в «стуках» нужен большой опыт.

IMG_20170412_172208-2

А это букса с подшипником скольжения и подбивочным валиком. Использовалась на поездах до 1990 года. Нужно открыть крышку с правой стороны и залить масло из огромной лейки. Как нам рассказала экскурсовод Ирина Васильевна (сама бывший работник вагонного депо) — работники всегда открывали крышку с замиранием сердца, потому что можно было повредить шейку оси — а за это сразу статья «Порча государственного имущества».

Комплект фонарей: масляный, свечной на батарейке и последний — современный, с заряжающимся аккумулятором. По весу — первые фонари весили довольно прилично, и если представить, что много часов нужно ходить, держа фонарь на весу, какая нагрузка была на руки!

На фото справа — комплекты форменной одежды проводников, начальника поезда и контролеров. Вся форма — личные вещи почетных железнодорожников.

Номер вагона — что он обозначает? Верхние цифры —  кому принадлежит вагон (080 и 081 Южно-Уральская железная дорога).

Цифры внизу: 2 — крытый вагон (если 4-платформа, 6-полувагон, 7-цистерна), 4 — количество осей вагона, 2-дополнительная характеристика вагона (в нашем случае таких характеристик нет), оставшиеся цифры — порядковый номер вагона.

IMG_20170412_172328.jpg

Сигнальные флаги, сундучок машиниста и ретро-печатная машинка.

 Зал Воинской славы — отдельная комната с памятными вещами  железнодорожников-фронтовиков, а также тех, кто совершил трудовой подвиг в тылу, на работая на вагонном депо. В годы войны и первые послевоенные годы в вагонном депо работали женщины и подростки.  К сожалению, на сегодняшний день, в живых осталось не так много, но память жива.

Теперь, побывав в музее вагонного депо, логично захотелось побывать и в музее локомотивного депо. Тем более, находятся они на одной территории в шаговой доступности. Но тяга к знаниям споткнулась о суровую реальность: «График работы — понедельник, вторник и среда, с 9:00 до 12:00», разумеется, по предварительной записи. Что же, придется преодолевать препятствия))

 

Реклама

3 Comments

Add yours →

  1. Интересненько. 🙂
    У нас тоже есть экскурсии в депо, но я все никак не могу туда попасть, поскольку там тоже весьма дурацкий график работы.

    Нравится 1 человек

  2. Познавательно))).

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Очевидное, но недоступное

Навожу порядок в голове.

Крыжовка. Железнодорожник

мы любим нашу Крыжовку и делаем все, чтобы у нее было будущее

The Happy Moose

Личный блог о Канаде

Coffee-Klatsch

Restaurants review by Kristina Janchauskas

xadventure

photos travel sport activities

getenglish

английский язык

readmylabios

...Читай по губам

БЛОГ АЛЕКСЕЯ БАСЫЛАЕВА

МИР МОИМИ ГЛАЗАМИ

Артем Коваленко

Пишу о том, как я управляю своей жизнью как компанией

%d такие блоггеры, как: