Семь дней, которые изменили Россию

Под впечатлением от  исторических событий ХХ века, мы поднимаемся на второй этаж, к экспозиции «Семь дней, которые изменили Россию».

Отмечу, что иностранному агентству Ralph Appelbaum Associates в разработке дизайна помогал режиссер Павел Лунгин. Павел Лунгин организовал пространство для данной экспозиции в форме «ротора». Посетитель попадает как  бы в «часовой механизм» и движется из комнаты в комнату (от одного «Дня» к другому) через дверные проёмы залов,  в финале гости попадают в Зал Свободы. Путь из Зала Свободы ведет на круглую площадь второго уровня с памятником Ельцину в натуральную величину.

Естественно, в музее Ельцина история 90-х рассказана  с позиции либералов и преподносит нам деятельность ЕБН и его сподвижников с выгодной стороны. Экспозиция «Семь дней» – это 7 дней создания новой России, сюда вошли важнейшие события – от Пленума ЦК КПСС в октябре 1987 года до добровольного ухода Ельцина с поста президента в 1999 году. Каждый день  воссоздает значимый этап жизни государства. В финале экспозиции осталось только причислить Первого Президента России к лику святых, ибо Семь дней музея так и напрашиваются на сравнение с божественным сотворением мира.

Абстрагируясь от собственного (отнюдь не восторженного) отношения к Ельцину, могу сказать, что с помощью сложных технических средств и мультимедиа сама история представлена очень хорошо (было интересно гулять по музею даже детям).

Расскажу про каждый зал по-порядку.

День первый «Мы ждем перемен!». Здесь показан  зал заседаний бюро ЦК КПСС, за трибуной сам Борис Николаевич критикует политику Лигачева, Горбачева и прочих товарищей по партии. В зале воспроизводится речь Ельцина. Можно сесть в бархатное кресло и почувствовать, что ты находишься на заседании ЦК.

IMG_20170401_145907.jpg

В СССР период конца 1980-х-начала 1990-х — время расширения границ дозволенного — в культуре и в обществе. Отмирает госцензура в прессе, на телевидении, в кино и в театре. Знаменитая песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен!» становится гимном нового времени. Яркие перемены происходят в литературе (разрешено печатать писателей и поэтов, запрещенных советской властью). Перемены в каждой сфере продемонстрированы на отдельных интерактивных стендах. Можно полистать электронные книги перестроечных выпусков запрещенных писателей или посмотреть отрывок из «Маленькой Веры».

Естественно, рок-музыку не обошли вниманием. На стенде можно послушать и посмотреть записи первых концертов Наутилуса, Аквариума, Агузаровой и других.

В этом же зале мы видим троллейбус — символ «борьбы с бюрократией», на котором Ельцин ездил в свое время по Москве.

День Второй. Августовский путч.

«Все решения, принимаемые от имени так называемого комитета по чрезвычайному положению считать незаконными» — эти слова Б.Н. произносит 19 августа 1991 года, стоя на танке. Москвичей разбудил грохот военной техники. Консерваторы предприняли попытку переворота. Ельцин объявляет путчистов вне закона, Горбачев уходит в отставку, а союзные республики провозглашают независимость. Правопреемником  Советского Союза становится новая Россия во главе с президентов Ельциным.

События путча воспроизводятся в отдельном зале — создается эффект присутствия на московских улицах и это действительно  жутковато.

День Третий. Непопулярные меры.

В конце 1991 г. страна оказывается на пороге голода. Пустые полки магазинов, инфляций, обесценивание денег, это был не так давно, мы хорошо  помним события тех дней. А распад СССР большинство населения в то время воспринимали как личную драму. Нет ни национального единства, ни эффективного управления. На политической арене появляется вице-премьер Егор Гайдар, которого довольно быстро сменяет В.С. Черномырдин.

Воссоздан дефицитный магазин, в котором скучает продавщица в белом халате, а на прилавке стоят только банки с «Дальневосточным» салатом и трехлитровки берёзовым соком.

27_28_2

Для контраста в соседнем зале нам было показано изобилие, которое наступило в результате реформ. Прилавки, заваленные бытовой техникой,  джинсами, кроссовками, первые видеоприставки и жвачки «Love is…», вызывающие умиление у «поколения 90-х».

754483737186697

Каким образом эти чудесные вещи попадали в дома россиян (через уличные барахолки) тоже показано на одном и стендов. На фото — памятник «челнокам», торговавшим на Таганке (Рынок «Таганские ряды» в Екатеринбурге).

IMG_20170401_153352

Здесь же можно поиграть в викторину  и проверить, смог бы ты разбогатеть в «лихие 90-е»?.

IMG_20170401_153602

День четвертый. Рождение Конституции.

Действующая Конституция, принятая в советское время, не  соответствует меняющейся реальности — дальнейшие политические и экономические реформы невозможны без принятия нового основного закона.  Опять таки — страна на грани гражданской войны, съезд распущен, объявлены выборы в новый парламент и это далеко не полный список всего происходящего в стране. Проведено всенародное голосование за  принятие новой Конституции.

А поскольку мало кто читал эту саму Конституцию — для восполнения пробела на стенде лежат бесплатные образцы, отпечатанные в огромном количестве.

День Пятый. «Голосуй или проиграешь!»

Начало 1996 года, знаменитые выборы с привлечение американских избирательных технологий.

На минутку, по данным опросов — Зюганов опережал Ельцина и по всем прогнозам должен был одержать победу.  В этот же период вовсю идет война в Чечне, но ей уделено совсем незначительное внимание, только лишь, чтоб были организован специальные службы по спасению пленных.  А о тысячах погибших и раненых — ни слова.

В центре зала оборудован настоящий предвыборный штаб. На компьютере можно посмотреть сводки по опросам, планы и карту с перемещениями Ельцина для выступлений перед электоратом.

День Шестой. Президентский марафон.

Второй срок правления Ельцина и «продолжение строительства новой России». Болезнь Ельцина, финансовый кризис, август 1998 года и разоренные предприятия. За скобками остались обнищавшие и безработные, обанкроченные предприятия и деградация в сфере культуры.

В этом зале заинтересовала воссозданная студия звукозаписи, где можно записать одну из речей Ельцина своим голосом и отправить на себе электронную почту.

20170401_161053

День Седьмой. Прощание с Кремлем.

Знаменитая речь в канун Нового года: «Я устал, я ухожу…» 31 декабря 1999 года. Торжественное прощание с командой, бокал шампанского и передача кремлевского кабинета преемнику.

 Вся обстановка кабинета Ельцина полностью оригинальна — перенесена из Кремля  в музей (кроме ёлки).  С периодичностью в 15 минут приглушается свет, из динамиков доносятся голоса съёмочной группы, начинается отсчёт времени, и президент начинает свою прощальную речь. На камере идет трансляция видеозаписи того времени, что создает реальное ощущение присутствия и участия.

Зал Свободы.

И, наконец, финал всей выставки — Зал Свободы, о которой до Ельцина никто и слыхом не слыхивал и всё так и норовили «освободителю» импичмент устроить.

Судя по оформлению зала — свобод Борис Николаевич принес всего пять: свободу предпринимательства (вспомним «челноков»!), свободу передвижения, собраний и объединений (особо актуальна последние дни), свободу мысли и слова (мыслить, в принципе, не запрещено, но только нечасто и молча, а про слова — желательно у себя на кухне и в одиночестве) и свободу совести.

«Свободы» представляют собой колонны с экранами, на которых разные деятели непрерывно говорят о той свободе, под которой висит экран.

Неясно только, почему этих свобод всего пять (возможно, они являются самыми важными?).

Подводя итог вышесказанному, как бы ни относились к Ельцину — побывать в музее нужно. Например, я до посещения музея Ельцина ассоциировала данную политическую фигуру только с Конституцией, пьяными танцами и падениями, ну и обещанием лечь на рельсы (это не говоря про Чечню и голод в стране).

Но, как выяснилось, в данном периоде российской истории много интересного, что подтолкнуло меня поискать материал и почитать альтернативные точки зрения.

Я уже упоминала о том, что Экспозиция «Семь дней» вызывает ассоциации с божественным сотворением мира, а тут натолкнулась на любопытное интервью с Артемием Брусницыным:

«Сама экспозиция музея выстроена странным образом. То есть сначала возникает мысль о кощунстве. Это Борис Николаевич Ельцин, как такое верховное божество и семь дней творения, да, то есть «ветхозаветный бог», который творил новый мир, новую реальность, новую Россию. Мне кажется, что создатели музея поиздевались над всеми. Они воссоздали в музее историю дантовского ада. То есть в первом круге экспозиции начало «ада», дальше идут остальные концентрические круги, а в самом эпицентре, как вы помните, ближе всего к пустоте, находятся иуды, предатели. И собственно мы видим, как «бронзовый» Борис Николаевич Ельцин сидит и смотрит на фильм с самим собой в главной роли» (https://regnum.ru/news/cultura/2232498.html).

А вот еще одно интересное видео об открытии Ельцин  центра (на сей раз не проправительственное). Николай Стариков «Впечатления об открытии Ельцин центра https://www.youtube.com/watch?v=8AIOQ8T9gAI .

А вот ссылка на официальный сайт Ельцин центра, там можно почитать про проекты Фонда Ельцина или ознакомиться с электронными версиями архивных документов (будет полезно тем, кто изучает современную историю). http://yeltsin.ru/

 

 

 

Реклама

11 Comments

Add yours →

  1. Да, помню, как в самом начале 90-х ходил в институт не за знаниями, а за едой. Поскольку все таки учебные заведения хоть как-то снабжались.
    Почелночить доже довелось. Не могу сказать, что стал миллионером. 🙂

    Нравится 1 человек

  2. Кстати, сам Виктор Цой чётко обозначал свою позицию по поводу песни «Мы хотим перемен»: песня — не политическая. Про рок-музыкантов позднего СССР и использование их как ресурса в политических играх есть хороший цикл статей Константина Сёмина «Рок-лоботомия».

    Нравится 1 человек

    • Penelopa Urgumova 04/07/2017 — 11:54

      Почитаю, спасибо!) Кстати, в музее было представлено много аудиокассет с обложками-с агитацией за Ельцина «Наш кандидат» — Малинин, Серов остальных не помню))

      Нравится

  3. levmargaritych 04/20/2017 — 02:24

    Спасибо! Содержательно. Брусницын насмешил. Кажется, «Бессмертный полк» тоже либералы придумали. Как потом оказалось, на свою голову. Желаю Е-центру такой же славной трансформации. Респект!

    Нравится 1 человек

  4. Уважаемая Г-жа. Пенелопа Ургумова,
    Очень понравился Ваш СТИЛЬ описания выставки! Читал Ваше «выставочное обозрение» с удовольствием!
    Неясно, правда, по крайней мере, мне лично, где она находится физически? В Москве, в Нью-Йорке?
    Рад был познакомиться с интересным автором.
    Ваш Эспри

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Очевидное, но недоступное

Навожу порядок в голове.

Крыжовка. Железнодорожник

мы любим нашу Крыжовку и делаем все, чтобы у нее было будущее

The Happy Moose

Личный блог о Канаде

Coffee-Klatsch

Restaurants review by Kristina Janchauskas

xadventure

photos travel sport activities

getenglish

английский язык

readmylabios

...Читай по губам

БЛОГ АЛЕКСЕЯ БАСЫЛАЕВА

МИР МОИМИ ГЛАЗАМИ

Артем Коваленко

Пишу о том, как я управляю своей жизнью как компанией

%d такие блоггеры, как: