Не модерн, не авангард, а новая условная реальность. Примерно так на первый взгляд можно охарактеризовать выставку Валентина Качалова «Живописная симфония».
Валентина Качалова называют гордостью челябинского искусства. И это не удивительно – за плечами у художника российские и зарубежные выставки, а также премия Мосина (Екатеринбург). Особая заслуга художника – мозаики, которые он делает в российских храмах.
Одна из выдающихся мозаик Качалова украшает фасад алтарной апсиды Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Лавра эта знаменита тем, что здесь хранятся мощи Александра Невского. За работу художник был награжден почетным знаком к 300-летию монастыря.
Мозаичные иконы, выполненные по собственной технологии украшают фасады челябинских храмов (храм в честь Иконы Богоматери «Взыскание погибших» и храм Георгия Победоносца), а также храмы в Анапе, Лесосибирске и храм Покрова Богородицы на Розовой Даче Ленинградской области.
Валентин Валентинович окончил Свердловское художественное училище, но мозаику он освоил самостоятельно, так как в училище этом не обучали.
Имя Валентина Качалова известно художникам всей России еще и потому, что он был одним из создателей творческого объединения «Традиция».
Картины Качалова удивительные. Завораживающие, заглядывающие в душу, различные по сюжетам и технике. Возможно, стилевое различие обусловлено тем, что на выставке собраны произведения искусства разных лет – можно даже проследить жизненный путь художника. 120 работ за период с 1968 по 2016 годы (кстати, в декабре художнику исполнилось 70 лет).
Несмотря на всеобщее восхищение и признание в профессиональных кругах, творческий путь Валентина Валентиновича был труден – говорят, его долго не хотели принимать в Союз художников. А в 1978 году работа «Первые авиаторы» вызвала целую бурю негативных эмоций. Советские искусствоведы и критики ругали работу и называли ее «порочащей героизм советских людей».
«Искусствоведы могли часами стоять у полотна и обсуждать „доморощенного авангардиста“ — это была настоящая обструкция», — вспоминает художник в интервью «Челябинскому обзору».
Сегодня «Первые авиаторы» хранятся в картинной галерее челябинского музея изобразительных искусств.
Скандалов было много. Качалов советский строй не принимал и не понимал. А эти худсоветы… Он как-то рассказывал, что все эти «знатоки искусства» однажды его до обморока довели. Принимали фризы к краеведческому музею, который находился в церкви. И один из членов худсовета сказал:
— В жизни этого быть не может.
— А в искусстве может. Фигура может стоять без тени, свет — падать с любой стороны. Это же наша душа! — ответил Качалов.
— Но с марксистской точки зрения источник света — солнце, — такая тотальная непробиваемость вызывала у художника помутнение рассудка. И хотя по тем меркам у Качалова была неплохая зарплата, обратно в СССР он не хочет. Там он был не свободен. А теперь можно творить — в полном смысле.
И художник творит. Разные жанры, разные сюжеты, разные стили. Библейские сюжеты, бытовые зарисовки, русская деревня, портреты людей.
Меня впечатлили «Дачники» — от картины прямо исходит дух «битвы за урожай», парящий в пригородных автобусах.
Тема веры и духовности проходит красной нитью через множество работ художника.
Работа «1922» — осознание безысходности, надежда и вера на лицах священнослужителей, тогда как лица большевиков, словно отлиты по одному лекалу — ничего не выражающие. Мы понимаем, что произойдет дальше и от этого становится жутко.
И, напоследок, близкие автору деревенские сюжеты. Говорят, за вдохновением художник ездит на Волгу, где в пригородах сохранились «уголки русской старины».
Где, помимо выставки, можно посмотреть работы Валентина Качалова? Список довольно обширный: Челябинский областной краеведческий музей, Челябинский государственный музей искусств, Центр историко-культурного наследия г.Челябинска, Музей ЧМК, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, галерея «Эстер» г. Екатеринбурга, Художественного музея ЮУрГУ г. Челябинск.
Кстати, работы Валентина Валентиновича коммерчески успешны (выражаясь экономическим языком) — их приобретают для частных коллекций ценители искусства России, США, Германии, Франции, Канады. Тут уж не поспоришь — гордость нашего города.
Спасибо! Картины, живопись — всегда приятный сюрприз, где бы ни встретились. Картины очень говорящие, очень разные приемы и настроение. Много мудрости, мудрой любви к очень разным людям, правда?
НравитсяНравится 1 человек
Согласна с вами) захотелось написать этот пост, потому что выставка произвела впечатление, «зацепила», как говорится)
НравитсяНравится