Ты – это твой айфон

Эта фраза красной нитью проходит через всю книгу «Комьюнити» Алексея Иванова. Что этим хочет сказать автор? То, что мы живем в своих гаджетах и виртуальном мире? Что мы оцениваем успешность человека по наличию последней модели айфона?  Ах да, можно еще вспомнить пранкеров, «разводящих» людей  посредством «а что ты готов сделать за айфон?»

Обо всем по-порядку. Всегда  воспринимала  Алексея Иванова, прежде всего,  как серьезного писателя-краеведа. Действительно, его описания  истории, социокультурной специфики и  географии Пермского края дадут сто очков форы научным монографиям ученого средней руки (не говорю уже про адекватную форму подачи материала). Сразу видно, автор проделывал большую работу, поднимал архивные документы, и  книга – это результат вдумчивого труда, а не «писателем быть модно, напишу-ка я какую-нибудь книжку».  Что особенно ценно – автор не перевирает историю, не сглаживает острые углы и не морализаторствует со стороны прожитых человечеством лет.

Все вышесказанное не относится к книге «Комьюнити». Мой мозг упрямо отказывался верить, что «это» написал любимый писатель. Я прям вижу, как  «Географ», «Тобол» и «Земля Сортировочная» стыдливо опускают глаза от этого  сомнительного «детища» их отца.

Итак, субъективно о книге.

Язык. Много мата, сленга, жаргонизмов – якобы это должно было придать героям «изюминку», но нет. Речь диджея молодежной программ – какая-то сборная солянка из сленга и мата, а тролли из интернета с «падонкавским языком» — господи, да это ж такой махровый атавизм! Как говориться, так троллили еще наши прабабки до революции 1905 года!

Бренды. Много брендов. Детальное описание марок часов-носков-трусов, которые были надеты на герое, по идее, должно было стать  сатирой  на менеджеров и прочий планктон из среднего и вышесреднего класса. Спасибо, но мы этого с лихвой начитались у Пелевина, Минаева и прочих авторов, лет эдак пятнадцать назад.

Москва. Дааа. Если у тебя не получилось в  Новом Урюпинске, ты можешь обвинить в этом деревню и переехать в Москву. А если у тебя в Москве ничего не получилось, значит, ты ноль, полный ноль. Квартира в Москве – это признак того, что ты король мира и повелитель вселенной. И каждая провинциальная ПТУшница мечтает найти в Москве «мужыка» с квартирой и ради этого готова на все. Капитан Очевидность.

Отлично, мы простебали общество потребления, мы  посмеялись над тем, как недалекие девочки из Кирова, дорвавшись до халявной кредитки, бегут в ТК и накупают мешок футболок с надписями.

Однако высмеивание общества потребления идет уже, как минимум, лет 80, а то и больше, так что тема стара как мир.

Комьюнити и чума. Герой создал небольшое сообщество и закинул тему про чуму. Тема зацепила всех, в том числе и читателя. А дальше – больше. Больше Википедии, больше ссылок. Ну ОК, допустим, далекий от темы чумы читатель вряд ли по своей воле будет гуглить на досуге про чуму. А тут раз уж книгу купил, то прочитает. Этакая познавательная страничка. После прочтения описания самоотверженной борьбы врачей против чумы хочется выразить безмерную благодарность создателям вакцины (многие из которых проводили опыты на себе, рискуя жизнью). На этом из плюсов – все. Совершенно неясно, как чума проникла в Москву и каким образом тут замешан телеком. Неясно, какую роль играют остальные члены комьюнити и как они в этом сообществе оказались (кроме участников, связанных с героем в реальности).

Женские персонажи не вызывают симпатии, а, скорее наоборот. Возможно, такова была задумка автора. Мужские образы – не менее сомнительны (за исключением, разве что, профессора – дэнжеролога, мелькнувшего в книге). Главный герой Глеб  (филолог – менеджер) молится на босса, рассуждает, словно недалекий подросток, на тему «ты никто без брендов»   и «подчиненные должны сосать», но местами автор внезапно спохватывается, что герой все-таки добился успеха в Москве, значит, ему  в уста надо вложить цитаты Бодрийара (не всегда уместные) и классиков русской литературы.

Мистика. Разбавляла паноптикум книги, но мистическая линия оказалась не выдержанной до конца.

В итоге мы получили жуткую солянку с вики-историей, отвратительным языком, раздражающими героями и утверждением банальных истин. Очень плохая книга хорошего писателя, который решил обратиться не к своей стихии и пойти коммерческим путем – проанонсировать «Комьюнити» как продолжение «Псоглавцев».

Одно радует – не потратилась на бумажную книгу. Осталось только придумать Delete для удаления ненужных файлов из собственной головы.

 

Реклама

10 Comments

Add yours →

  1. Читая 5 и 6 абзацы, подумал про Минаева… И точно))
    У меня вообще кнопочный Филипс, но я классический планктон офисный, хоть и инженер.

    Нравится

  2. Интересная рецензия! Спасибо

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Очевидное, но недоступное

Навожу порядок в голове.

Крыжовка. Железнодорожник

мы любим нашу Крыжовку и делаем все, чтобы у нее было будущее

The Happy Moose

Личный блог о Канаде

Coffee-Klatsch

Restaurants review by Kristina Janchauskas

xadventure

photos travel sport activities

getenglish

английский язык

readmylabios

...Читай по губам

БЛОГ АЛЕКСЕЯ БАСЫЛАЕВА

МИР МОИМИ ГЛАЗАМИ

Артем Коваленко

Пишу о том, как я управляю своей жизнью как компанией

%d такие блоггеры, как: