«Курилка Гутенберга» – бескорыстное просвещение масс и никакого снобизма

Мой более чем 10-летний опыт работы в вузе показал, что:

а) 95% научных конференций – это довольно унылые мероприятия, на которых докладчики должны отвыступать  (выступление идет в отчет!), а зрители «отметить явку»;

б)  аудиторию моложе 30-ти (в том числе студентов) туда приходится загонять кнутом и пряником, дабы заполнить зал;

в) докладчик, как правило, представляет свои диссертационные исследования,  излагает их научным стилем, во всей красе академизма, не заботясь о том, что силой загнанная публика после первого абзаца впадает в анабиоз.

Поэтому я, придя на седьмую «Курилку Гутенберга» была приятно удивлена, глядя, как на неформальные научные лектории люди идут  добровольно, заинтересованно и в большом количестве. Причем возраст собравшихся от 14 до 70 лет!

Для тех, кто еще не в теме: «Курилка Гутенберга»  – это 3 открытые лекции по 30 минут о «жизни, вселенной и всём таком» в научно-популярном ключе с последующим обсуждением.

Из московского литературного клуба, который проходил в формате квартирников, всего за год  проект превратился в сеть лекториев, которая охватила 15 городов России, и вышел  на международный уровень (недавно запущен филиал в Минске).

Если Москва и Санкт-Петербург не испытывают нехватки в интеллектуальных мероприятиях, то для других российских городов проект  стал настоящим «спасением от научного голода».

Возьмем, например, Челябинск. Вчера здесь прошла седьмая Курилка и, по словам организаторов,  число зрителей  почти в 1,5 раза больше, чем  на предыдущей — порядка трехсот человек!

Спикеры: математик, историк и музыкант.

Честно признаюсь, в начале выступления первого докладчика  (Валентин Потапов, тема: «Ведение в топологию и теорию узлов») испытала типичный для гуманитария ступор: «О чем тут вообще речь?!». Но! Девиз «Курилки Гутенберга»: о науке — доступно, увлекательно и популярно! Поэтому к середине выступления  прояснились многие вещи (например, что такое тривиальный узел, топология и полином Конвея), а также как из кружки сделать бублик.

– Как применить теорию узлов на практике? – прозвучал вопрос из зала. На что спикер ответил  цитатой своего научрука: «Математика  – она делает инструменты и кладет их на полочку, а задача других людей – придумать, как их использовать».

Второй  докладчик Дмитрий Двинин  рассказывал об экологических проблемах развития цивилизации.  В русле объявленного 2017 года — Годом Экологии в России – актуальная тема, особенно для Челябинска  (тут должны быть грустные шутки про смог, с которым идет борьба больше года, и бездействие местных властей, но нет).

После Курилки, обсуждая с друзьями доклады, мнения разделились, кто-то посчитал  излишним чересчур подробный экскурс  вглубь истории человечества (собственно, о том, как человек из века в век уничтожал природу),  мол, лучше бы докладчик рассказал нам побольше о сценариях и наших перспективах (не очень радостных, ага). Но, как мне кажется, лишний раз освежить знания по истории не грех (учитывая, что в школьные годы нас мало волновали вопросы  гибели империй, признайтесь).

Третий доклад  от Романа Прецера был о том, как писать современную академическую музыку.  Как совместить  творчество, вдохновение и новые технологии?  Тем более аудитория стала куда искушеннее и пресыщеннее, чем  каких-то 50 лет назад, так что перед  композиторами стоит непростая задача – найти, чем удивить публику. И они  с ней справились прекрасно: дадакафония, музыка нейронных сетей, Кейдж и его последователи… В общем, есть, что послушать и услышать.

Лично у меня после подобных мероприятий смешанные чувства – эмоции  от новых знаний и идей плюс осознание того, как все-таки  я  (кандидат наук гуманитарной сферы) знаю ничтожно мало в технических науках.  Желание знать больше, понять то, что ранее казалось сложным и скучным. Выйти за пределы своего дискурсионного поля и окунуться в новые знания. Жаль, что у меня всего одна жизнь.

2 Comments

Add yours →

  1. Это все прекрасно, но я предпочитаю читать научпоп дома. Ибо эти все курилки Гутенберга и иже с ними, не есть что иное как научпоп. Но дома есть шанс все это обдумать и в спокойной обстановке обмозговать,а там есть люди!!!

    Нравится

    • Penelopa Urgumova 01/29/2017 — 23:26

      Это да, дома спокойнее)) но, например, читать про теорию узлов до Курилки мне бы и в голову не пришло. Зато после лектория в спокойной обстановке можно поискать материал по теме, осмыслить

      Нравится 1 человек

Оставьте комментарий

Мысли вслух

Никогда не сдаваться, таков мой путь человека!

В мире «не» обычной Ани

Я расскажу о своей жизни, о проблемах и их решениях, поделюсь советами и всячески постораюсь тебе помочь. К тому же я творческая личность, обожающая рисовать. Надеюсь, ты хорошо проведешь здесь время))

AS - путешествуй со мной

Веселый эколог, любящий морюшко, солнце, новых людей, вкусную еду и новые страны)))

malamant

A fine WordPress.com site

constructive aspiration

people + places | space + experience

В ИТАЛИИ - ЖИТЬ

Болонья со студентом-искусствоведом

Лондон a-la Russe

Психология англичан и тонкости английского языка

VZagrane

зарисовки из жизни и поездок

ruspanglish

mastering languages: Русский-Español-English >>> mustering lexiCollections

Ekaterina Urbanik

Преподаватель английского и французского языков