Мой более чем 10-летний опыт работы в вузе показал, что:
а) 95% научных конференций – это довольно унылые мероприятия, на которых докладчики должны отвыступать (выступление идет в отчет!), а зрители «отметить явку»;
б) аудиторию моложе 30-ти (в том числе студентов) туда приходится загонять кнутом и пряником, дабы заполнить зал;
в) докладчик, как правило, представляет свои диссертационные исследования, излагает их научным стилем, во всей красе академизма, не заботясь о том, что силой загнанная публика после первого абзаца впадает в анабиоз.
Поэтому я, придя на седьмую «Курилку Гутенберга» была приятно удивлена, глядя, как на неформальные научные лектории люди идут добровольно, заинтересованно и в большом количестве. Причем возраст собравшихся от 14 до 70 лет!
Для тех, кто еще не в теме: «Курилка Гутенберга» – это 3 открытые лекции по 30 минут о «жизни, вселенной и всём таком» в научно-популярном ключе с последующим обсуждением.
Из московского литературного клуба, который проходил в формате квартирников, всего за год проект превратился в сеть лекториев, которая охватила 15 городов России, и вышел на международный уровень (недавно запущен филиал в Минске).
Если Москва и Санкт-Петербург не испытывают нехватки в интеллектуальных мероприятиях, то для других российских городов проект стал настоящим «спасением от научного голода».
Возьмем, например, Челябинск. Вчера здесь прошла седьмая Курилка и, по словам организаторов, число зрителей почти в 1,5 раза больше, чем на предыдущей — порядка трехсот человек!
Спикеры: математик, историк и музыкант.
Честно признаюсь, в начале выступления первого докладчика (Валентин Потапов, тема: «Ведение в топологию и теорию узлов») испытала типичный для гуманитария ступор: «О чем тут вообще речь?!». Но! Девиз «Курилки Гутенберга»: о науке — доступно, увлекательно и популярно! Поэтому к середине выступления прояснились многие вещи (например, что такое тривиальный узел, топология и полином Конвея), а также как из кружки сделать бублик.
– Как применить теорию узлов на практике? – прозвучал вопрос из зала. На что спикер ответил цитатой своего научрука: «Математика – она делает инструменты и кладет их на полочку, а задача других людей – придумать, как их использовать».
Второй докладчик Дмитрий Двинин рассказывал об экологических проблемах развития цивилизации. В русле объявленного 2017 года — Годом Экологии в России – актуальная тема, особенно для Челябинска (тут должны быть грустные шутки про смог, с которым идет борьба больше года, и бездействие местных властей, но нет).
После Курилки, обсуждая с друзьями доклады, мнения разделились, кто-то посчитал излишним чересчур подробный экскурс вглубь истории человечества (собственно, о том, как человек из века в век уничтожал природу), мол, лучше бы докладчик рассказал нам побольше о сценариях и наших перспективах (не очень радостных, ага). Но, как мне кажется, лишний раз освежить знания по истории не грех (учитывая, что в школьные годы нас мало волновали вопросы гибели империй, признайтесь).
Третий доклад от Романа Прецера был о том, как писать современную академическую музыку. Как совместить творчество, вдохновение и новые технологии? Тем более аудитория стала куда искушеннее и пресыщеннее, чем каких-то 50 лет назад, так что перед композиторами стоит непростая задача – найти, чем удивить публику. И они с ней справились прекрасно: дадакафония, музыка нейронных сетей, Кейдж и его последователи… В общем, есть, что послушать и услышать.
Лично у меня после подобных мероприятий смешанные чувства – эмоции от новых знаний и идей плюс осознание того, как все-таки я (кандидат наук гуманитарной сферы) знаю ничтожно мало в технических науках. Желание знать больше, понять то, что ранее казалось сложным и скучным. Выйти за пределы своего дискурсионного поля и окунуться в новые знания. Жаль, что у меня всего одна жизнь.
Это все прекрасно, но я предпочитаю читать научпоп дома. Ибо эти все курилки Гутенберга и иже с ними, не есть что иное как научпоп. Но дома есть шанс все это обдумать и в спокойной обстановке обмозговать,а там есть люди!!!
НравитсяНравится
Это да, дома спокойнее)) но, например, читать про теорию узлов до Курилки мне бы и в голову не пришло. Зато после лектория в спокойной обстановке можно поискать материал по теме, осмыслить
НравитсяНравится 1 человек